Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г.
по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан к Рамазанову М.Х. о взыскании недоимки в общем размере 13 322, 83 рубля,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Дагестан (далее - ИФНС России N 14 по Республике Дагестан) обратилась в суд с административным иском к Рамазанову М.Х. о взыскании задолженности всего на общую сумму 13 322, 73 рубля:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 г. - пеня в размере 8 304, 51 рубля;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. - пеня в размере 2893, 20 рубля;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. - пеня в размере 226, 59 рубля;
- по страховым взносам на обязательного пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) - пеня в размере 1155, 22 рубля;
- минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г. - пеня в размере 566, 65 рубля;
- по транспортному налогу с физических лиц - пеня в размере 176, 66 рублей за 2017 г.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г, в удовлетворении требований ИФНС России N 14 по Республике Дагестан отказано.
В кассационной жалобе ИФНС России N 14 по Республике Дагестан, направленной через суд первой инстанции 30 июня 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 июля 2021 г, ставится вопрос об отмене судебных актов как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов административного дела, административный иск ИФНС России N 14 по Республике Дагестан к Рамазанову М.Х. о взыскании задолженности по пени в общем размере 13 322, 83 рубля (в том числе как по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование как за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г, так и периоды, начиная с 1 января 2017 г, по транспортному налогу за 2017 г.) принят к производству суда определением судьи от 20 августа 2020 г, установлен срок для подготовки до 31 августа 2020 г, административное дело назначено к разбирательству в судебном заседании 15 октября 2020 г.
В связи с тем, что судебное заседание не состоялось, лицам, участвующим в деле, направлено извещение о рассмотрении административного дела в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 г. в 14 часов 00 минут.
Определением судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 декабря 2020 г. постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Разрешая требования налогового органа в порядке упрощенного (письменного) производства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что заявленная ко взысканию задолженность по пеням является безнадежной ко взысканию и подлежит списанию, доказательств направления налогового требования в порядке, предусмотренном статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, не представлено, кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, какое именно транспортное средство зарегистрировано за административным ответчиком.
С таким выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Полагаю выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, не соответствующими установленным судами обстоятельствам, а также требованиям материального и процессуального права.
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату направления налогового требования в 2019 г.) требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах; требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям пункту 1 статьи 431 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят их исчисление и уплату исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В силу пункта 2 части 7 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Приведенные положения норм материального и процессуального права судами не соблюдены.
Разрешая вопрос об отнесении заявленной ко взысканию недоимки безнадежной, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении всех перечисленных в административном иске требований налогового органа по страховым взносам утрачена возможность взыскания в связи с истечением сроков их взыскания до 1 января 2017 г, а также в связи с признанием недоимки по транспортному налогу, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г. у физических лиц, безнадежной ко взысканию в силу закона.
Вместе с тем, данный вывод суда первой инстанции материалами дела не подтверждается, напротив, согласно представленному расчету налогового органа, который в судебном решении признан верным, задолженность по пени образовалась, в том числе частично по страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2017-2019 г.г, а пени образовались по транспортному налогу, срок уплаты которого наступил 1 декабря 2017 г.
Кроме того, выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленных налоговым органом требований в связи с отсутствием доказательств направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 25 февраля 2019 г. N 32735 и отсутствием сведений о транспортном средстве, принадлежащем административному ответчику, также опровергаются материалами дела, к которым приобщены список заказных писем со штемпелем почтового отделения и номера почтового идентификатора письма в адрес Рамазанова М.Х, а также данными, полученными в результате взаимодействия с регистрирующие органами, о принадлежности транспортного средства Рамазанову М.Х. с указанием категории, государственного регистрационного знака, марки, модели и VIN транспортного средства.
Более того, в определении о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке к судебному разбирательству от 20 августа 2020 г. вопрос о предоставлении доказательств, необходимых для подтверждения существенных обстоятельств дела, на обсуждение не поставлен, вопреки положениям части 7 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при необходимости получения дополнительных доказательств судом продолжено рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
При таком положении выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены приведенные положения норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 8 апреля 2021 г. отменить, административное дело направить в Каспийский городской суд Республики Дагестан на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.