Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Гавриловой В.А., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща", на вступившие в законную силу постановление главного государственного санитарного врача по Глазуновскому, Дмитровскому, Кромскому, Сосковскому, Троснянскому, Шаблыкинскому, Хотынецкому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 6 мая 2020 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 18 июня 2020 года и решение судьи Орловского областного суда от 28 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" (далее также - ООО "УК "Зеленая роща", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по Глазуновскому, Дмитровскому, Кромскому, Сосковскому, Троснянскому, Шаблыкинскому, Хотынецкому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 6 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Урицкого районного суда Орловской области от 18 июня 2020 года и решением судьи Орловского областного суда от 28 июля 2020 года, ООО "УК "Зеленая роща" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Гаврилова В.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (п.1). Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.2).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила N1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 Правил N1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) названных Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, утвержденных постановлением Правительства Орловской области от 21 июля 2017 года N 300, региональный оператор в границах зоны своей деятельности осуществляет следующие полномочия: 1) заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; 2) осуществляет сбор твердых коммунальных отходов в объеме и местах (на площадках), определенных договорами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и организует их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством; 3) обеспечивает частоту вывоза твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, условиями договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; 5) не допускает приостановления (ограничения) приема и вывоза твердых коммунальных отходов, в случае если это приведет к нарушению санитарных норм и правил.
Пунктом 2.2.1 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), предусмотрено, что срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) должен быть не более одних суток (ежедневный вывоз).
В соответствии с пунктом 8.2.4 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с соглашением N222-Д/18, заключенным 24 августа 2018 года между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО "УК "Зеленая роща", обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет, свою деятельность осуществляет с 1 января 2019 года.
В ходе административного расследования, проведенного должностным лицом административного органа, установлено, что ООО "УК "Зеленая роща" допущены нарушения статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года, пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, а именно: в периоды с 1 июля 2019 года по 22 сентября 2019 года, с 26 сентября 2019 года по 5 октября 2019 года, с 10 октября 2019 года по 28 октября 2019 года не был организован ежедневный вывоз твердых коммунальных отходов в теплое время суток с территорий контейнерных площадок, расположенных в с. Сосково Сосковского района Орловской области по адресам: ул. Трудовые резервы, в районе дома N11; пер. Октябрьский; ул. Ленина в районе домов NN15, 15А, 15Б, 15Г, 15Д, 17, 20; ул. Совхозная в районе домов NN18, 20; ул. Шоссейная.
Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 3 декабря 2019 года в отношении ООО "УК "Зеленая роща" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 6 мая 2020 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции согласились с выводами должностного лица о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения.
Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы обществу правильно вменено нарушение пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, которым устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Доводы жалобы о том, что ООО "УК "Зеленая роща" не является субъектом указанного административного правонарушения, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача по Глазуновскому, Дмитровскому, Кромскому, Сосковскому, Троснянскому, Шаблыкинскому, Хотынецкому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 6 мая 2020 года, решение судьи Урицкого районного суда Орловской области от 18 июня 2020 года и решение судьи Орловского областного суда от 28 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гавриловой В.А, действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая роща", - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.