Судебная коллегия по уголовным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ванина В.В, судей: Шумаковой Т.В, Сосновской К.Н, при секретаре Черновой Е.И, с участием прокурора кассационного отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куликова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Саратовской области Наминова У.В. на приговор мирового судьи судебного участка N 1 Вольского района Саратовской области от 19 января 2021 года в отношении Макарова А.А.
По приговору мирового судьи судебного участка N 1 Вольского района Саратовской области от 19 января 2021 года
Макаров Александр Александрович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Республики Чехословакия, гражданин РФ, имеющий на иждивении двоих несовершеннолетних детей, зарегистрированный и проживавший по адресу: "адрес", судимый:
18 января 2012 года по приговору Вольского районного суда Саратовской области (с учетом изменений, внесенных кассационным определением Саратовского областного суда от 20 марта 2012 года) по пп. "а", "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69, п. "в" ч. 1 ст. 71 УК РФ к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, освобожден 15 июня 2015 года по отбытии наказания;
20 декабря 2016 года по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Вольского района Саратовской области по ст. 264.1 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 6 месяцев с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 3 года;
15 мая 2018 года по приговору Вольского районного суда Саратовской области по ч. 1 ст. 318 УК РФ, на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Вольского районного суда Саратовской области от 20 декабря 2016 года к 2 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 1 год 7 месяцев 15 дней;
23 мая 2018 года по приговору Вольского районного суда Саратовской области по пп. "а", "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного присоединения к назначенному наказанию наказание по приговору Вольского районного суда Саратовской области от 15 мая 2018 года к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 1 год 7 месяцев 15 дней, по постановлению Пугачевского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2020 года освобожден 25 апреля 2020 года условно-досрочно на неотбытый срок 10 месяцев 9 дней, осужден по ч. 1 ст. 139 УК РФ к 7 месяцам исправительных работ с удержанием 10 % из заработной платы осужденного в доход государства.
На основании ч. 5 ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части дополнительного наказания по приговору Вольского районного суда Саратовской области от 23 мая 2018 года в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортных средств, Макарову А.А. назначено окончательное наказание в виде исправительных работ сроком на 7 месяцев с удержанием 10 % из заработной платы осужденного в доход государства с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 9 месяцев.
Мера пресечения Макарову А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался и вступил в законную силу.
По постановлению мирового судьи судебного участка N 1 Вольского района Саратовской области от 17 марта 2021 года наказание в виде исправительных работ с удержанием 10 % из заработной платы осужденного в доход государства сроком на 7 месяцев заменено на 2 месяца 9 дней лишения свободы, освободился по отбытии наказания 26 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шумаковой Т.В, изложившей содержание приговора, доводы кассационного представления заместителя прокурора Саратовской области Наминова У.В, прокурора Куликова И.В, поддержавшего доводы кассационного представления и полагавшего необходимым приговор отменить с передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение, судебная коллегия
установила:
по приговору Макаров А.А. признан виновным в незаконном проникновении в жилище против воли проживающего в нем лица.
Преступление совершено осужденным ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Саратовской области Наминов У.В, не оспаривая виновность Макарова А.А. в совершении преступления и правильность квалификации его действий, выражает несогласие с состоявшимся приговором в части назначения окончательного наказания.
Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года N 58, считает, что судом неверно назначено по совокупности приговоров дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, поскольку мировой судья не указал, какая часть основного и дополнительного наказания, назначенного по приговору Вольского районного суда Саратовской области от 23 мая 2018 года Макаровым А.А. не отбыта на момент постановления приговора.
Обращает внимание на то, что на момент постановления обжалуемого приговора неотбытая часть дополнительного наказания по приговору от 23 мая 2018 года составила 10 месяцев 20 дней. В этой связи утверждает о том, что назначение мировым судьей Макарову А.А. на основании ч. 5 ст. 70 УК РФ окончательного дополнительного наказания в виде 9 месяцев лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, противоречит уголовному закону, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 70 УК РФ окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда.
Просит приговор отменить, уголовное дело передать на новое рассмотрение.
Изучив материалы уголовного дела, проверив доводы кассационного представления заместителя прокурора Саратовской области Наминова У.В, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд проверяет законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения, как акта правосудия.
По данному делу допущено такое нарушение уголовного закона.
В силу 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.
Согласно чч 1, 4, 5 ст. 70 УК РФ при назначении наказания по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда. Окончательное наказание по совокупности приговоров должно быть больше как наказания, назначенного за вновь совершенное преступление, так и неотбытой части наказания по предыдущему приговору суда.
Присоединение дополнительных видов наказаний при назначении наказания по совокупности приговоров производится по правилам, предусмотренным ч. 4 ст. 69 УК РФ, согласно которым при совокупности преступлений к основным видам наказаний могут быть присоединены дополнительные виды наказаний. Окончательное дополнительное наказание при частичном или полном сложении наказаний не может превышать максимального срока или размера, предусмотренного для данного вида наказания Общей частью настоящего Кодекса.
Однако указанные требования закона судом не выполнены.
Как видно из материалов уголовного дела и вводной части обжалуемого приговора, Макаров А.А. был осужден 23 мая 2018 года по приговору Вольского районного суда Саратовской области к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 1 год 7 месяцев 15 дней. По постановлению Пугачевского районного суда Саратовской области от 14 апреля 2020 года Макаров А.А. был освобожден 25 апреля 2020 года условно-досрочно на 10 месяцев 9 дней.
Согласно сведениям, представленным Вольским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Саратовской области (т. 1 л.д. 185), по состоянию на 19 января 2021 года неотбытый Макаровым А.А. срок наказания в виде лишения права управления транспортными средствами составил 10 месяцев 20 дней.
Макаров А.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ, имевшего место 4 декабря 2020 года. В этой связи, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в силу требований ч. 5 ст. 70 УК РФ к назначенному по настоящему уголовному делу наказанию необходимо присоединить неотбытую часть дополнительного наказания.
Вместе с тем, при назначении окончательного наказания по совокупности приговоров по правилам ст. 70 УК РФ, мировой судья пришел к выводу о возможности сохранения Макарову А.А. по приговору от 23 мая 2018 года условно-досрочного освобождения по постановлению суда от 25 апреля 2020 года на 10 месяцев 9 дней, и к назначенному наказанию в виде исправительных работ частично присоединил неотбытую часть дополнительного наказания по тому же приговору сроком на 9 месяцев, тогда как неотбытая часть дополнительного наказания по предыдущему приговору составляла 10 месяцев 20 дней.
Таким образом, при назначении Макарову А.А. наказания по совокупности приговоров мировой судья нарушил требования ч. 4 ст. 70 УК РФ, так как назначил окончательное дополнительное наказание по совокупности приговоров в размере меньше, чем неотбытая часть дополнительного наказания по предыдущему приговору суда.
Неправильное применение уголовного закона, выразившееся в существенном нарушении требований Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, повлиявшее на исход дела, искажающее саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, является в соответствии с ч. 1 ст. 401.15, 401.6 УПК РФ основанием отмены судебного решения.
Поскольку годичный срок, предусмотренный ст. 401.6 УПК РФ не истек, кассационное представление прокурора подлежит удовлетворению, приговор в отношении Макарова А.А. - отмене, а уголовное дело передаче на новое судебное рассмотрение на другой судебный участок Вольского района Саратовской области, где необходимо учесть требования уголовного закона, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 401.14 и 401.6 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление заместителя прокурора Саратовской области Наминова У.В. удовлетворить.
Приговор мирового судьи судебного участка N 1 Вольского района Саратовской области от 19 января 2021 года в отношении Макарова Александра Александровича отменить, уголовное дела передать на новое судебное рассмотрение со стадии назначения судебного заседания другому мировому судье Вольского района Саратовской области.
Уголовное дело направить председателю Вольского районного суда Саратовской области для определения территориальной подсудности в порядке ст. 35 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.