Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Серпухов Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Хидивова А.А. к администрации городского округа Серпухов Московской области об оспаривании постановления о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учёте.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хидивов А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным постановление главы городского округа Серпухов Московской области от 30 декабря 2019 года N о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе из трех человек: Хидивова А.А, Хидивовой Г.И, Хидивова Р.М, восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 ноября 2020 года решение Серпуховского городского суда Московской области от 9 июня 2020 года отменено, принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной 27 мая 2021 года через Серпуховский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 10 июня 2021 года, администрация городского округа Серпухов Московской области просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального права. В доводах жалобы ссылается на то, что административный истец был снят с регистрационного учета в 2017 году и не предоставил информации о новом месте проживания и регистрации. Учитывая, что административный истец не подтвердил право состоять на учете, требуемое раз в пять лет, административный ответчик на 1 ноября 2019 года не имел никакой информации о месте регистрации административного истца и его членов семьи, в связи с чем семья Хидивовых была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что семья административного истца на законном основании снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку согласно пункту 1 статьи 4 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" перед принятием органом местного самоуправления решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, а также один раз в пять лет для подтверждения права состоять на учете граждан, подавший заявление, представляет документы, указанные пунктах 1-8, 10-12 части 3 статьи 2.1 вышеуказанного закона.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходила из того, что на момент принятия оспариваемого постановления у административного ответчика отсутствовали сведения и документы, подтверждающие выбытие семьи Хидивовых в другое муниципальное образование, а следовательно, оснований для снятия Хидивова А.А. с семьей с учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях не имелось, действия административного ответчика не отвечают требованиям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушают права административного истца на предоставление в порядке очередности благоустроенного жилого помещения.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, что семья административного истца в составе трех человек в 2001 году прибыла в "адрес" из "адрес". По прибытии был заключен договор от 1 октября 2002 года о передаче в пользование жилого дома по адресу: "адрес", с правом регистрации по месту жительства. Регистрация была произведена 5 октября 2002 года.
Административный истец неоднократно обращался в администрацию города Серпухова и вышестоящие инстанции с просьбой поставить его семью на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2014 году на время производимых ремонтных работ по адресу регистрации был заключен договор аренды жилого помещения (квартиры) по адресу: "адрес".
Постановлением главы города Серпухова Московской области от 22 мая 2014 года N Хидивов А.А. с составом семьи 3 человека признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением главы города Серпухова Московской области от 30 декабря 2019 года N Хидивов А.А. с составом семьи 3 человека сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием к этому явилось снятие их с регистрационного учета 22 июня 2017 года в городском округе Серпухов по решению суда, что следовало из справки "данные изъяты" от 1 ноября 2019 года.
В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2). Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, сохраняется за гражданами до выявления оснований, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" перед принятием органом местного самоуправления решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, а также один раз в пять лет для подтверждения права состоять на учете гражданин, подавший заявление, представляет документы, указанные в пунктах 1-8 и 10-12 части 3 статьи 2.1 настоящего Закона.
Орган местного самоуправления в порядке и сроки, установленные муниципальным правовым актом, направляет гражданину, подавшему заявление, уведомление о необходимости представления документов, указанных в пунктах 1-8 и 10-12 части 3 статьи 2.1 настоящего Закона.
В уведомлении указывается срок представления документов в орган местного самоуправления или в многофункциональный центр.
Срок представления документов составляет не менее одного месяца со дня получения гражданином уведомления.
Орган местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет запросы:
1) о наличии или отсутствии у гражданина и членов семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
2) о сделках, совершенных гражданином и членами семьи с жилыми помещениями за пять лет, предшествующих получению гражданином уведомления;
3) о наличии регистрации гражданина и членов семьи по месту жительства на территории Московской области;
4) о расчете размера дохода гражданина и стоимости имущества, находящегося в его собственности и подлежащего налогообложению, или размера дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, и их сравнении с величиной порогового значения доходов и стоимости имущества в соответствии с Законом Московской области N 231/2017-ОЗ.
В случае изменения величины порогового значения доходов и стоимости имущества в сторону уменьшения, размер дохода гражданина и стоимости имущества, находящегося в его собственности и подлежащего налогообложению, или размер дохода, приходящегося на гражданина и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, сравниваются с величиной порогового значения доходов и стоимости имущества, действовавшей на дату признания гражданина малоимущим.
На основании документов, представленных гражданами, а также полученных по запросам в порядке межведомственного информационного взаимодействия, орган местного самоуправления проводит расчет уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений гражданина с учетом состава семьи.
В силу статьи 5 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" основаниями для снятия с учета являются:
1) подача по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договорам социального найма;
3) выезд гражданина в другое муниципальное образование на постоянное место жительства;
4) получение в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданину в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета должны быть приняты органом местного самоуправления, на основании решений которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений.
Решения о снятии с учета, с указанием оснований для снятия с учета, выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Если после снятия с учета по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, у граждан вновь возникли основания для принятия на учет, то принятие на учет производится в соответствии с настоящим Законом.
В случае выбытия гражданина, состоявшего на учете, на место жительства в другое муниципальное образование Московской области, один из членов семьи такого гражданина вправе с согласия остальных членов семьи подать заявление о принятии на учет взамен выбывшего члена семьи с сохранением порядкового номера в Книге учета, с предоставлением документов, подтверждающих его право состоять на учете.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в судебном акте, соответствуют обстоятельствам административного дела, имеющимся доказательствам, в связи с чем удовлетворение административного иска является обоснованным.
У администрации городского округа Серпухов Московской области не имелось сведений о выезде семьи Хидивовых из муниципального образования на другое место жительства. Основания для снятия административного истца с учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, предусмотренные статьей 5 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года N 260/2005-03 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и на иной оценке доказательств, по сути, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции. В оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа Серпухов Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.