Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Груздова А.В. на решение Фокинского районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 8 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Груздова А.В. к УМВД России по Брянской области, заместителю начальника УГИБДД УМВД России по Брянской области Арзанову Д.С, начальнику отделения N 3 МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области Федоркову А.Ю, заместителю начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области Лазобко А.И, командиру ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Зинову Е.Л, инспектору ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Ивочкину И.О, начальнику МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области Казакову Р.А, инспектору контрольно-профилактического отделения отдела контроля, организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УМВД России по Брянской области Гуня А.А, начальнику УГИБДД УМВД России по Брянской области Будылину М.А, УМВД России по городу Брянску о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Груздов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области Казакова Р.А. об аннулировании регистрации транспортного средства, обязать восстановить регистрацию транспортного средства, отменить постановление по делу об административном правонарушении от 20 июля 2020 года.
Административные исковые требования обоснованы тем, что 20 июля 2020 года при управлении N административный истец был остановлен инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску, который сообщил ему о прекращении регистрации мотоцикла, изъял регистрационные документы, государственный регистрационный знак и вынес постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагал аннулирование регистрации транспортного средства неправомерным, нарушающим его права.
Решением Фокинского районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 8 апреля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 июня 2021 года почтой через Фокинский районный суд города Брянска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 июня 2021 года, Груздов А.В. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Выражает свое несогласие с заключением врио начальника УГИБДД УМВД России по Брянской области Арзанова Д.С, в котором указан в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО18 Указывает на нарушение процедуры проведения аннулирования регистрации транспортного средства. Полагает, что при получении информации о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, для законного аннулирования регистрации инспектор регистрационного подразделения обязан был провести осмотр, составить соответствующий акт или специальную экспертизу. Административным регламентом проведение осмотра на дороге не предусмотрено, а инспектор ДПС мог лишь выписать предписание на осмотр, следовательно, постановление об административном правонарушении и решение об аннулировании регистрации транспортного средства вынесены неправомерно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Из материалов административного дела следует, что 30 июня 2019 года в 22часа 50 минут в "адрес" Груздов А.В. был остановлен государственным инспектором ОГИБДЦ УМВД России по городу Брянску ФИО7 и в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за управление транспортным средством - N государственный регистрационный номер N, при наличии условия, при котором в соответствии с пунктом 7.18 перечня неисправностей и условий, запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ОПДТСкЭ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090), а именно в конструкцию системы выпуска отработавших газов двигателя транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД МВД России.
Постановлением старшего государственного инспектора ОГИБДЦ УМВД России по городу Брянску ФИО8 от 2 июля 2019 года Груздов А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д. 31).
Решением начальника ОГИБДД УМВД России по городу Брянску ФИО9 от 18 июля 2019 года оспариваемое Груздовым А.В. постановление от 2 июля 2019 года оставлено без изменения.
4 июля 2019 года копия административного материала в отношении Груздова А.В. направлена в МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области для принятия решения об аннулировании регистрации мотоцикла " N", государственный регистрационный знак N.
9 августа 2019 года в соответствии с пунктом 50 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 (действовавшими на момент совершения регистрационного действия) аннулирована регистрация мотоцикла " N", государственный регистрационный знак N.
Решение об аннулировании регистрации указанного мотоцикла органом ГИБДД принято на основании заключения УГИБДД УМВД России по Брянской области от 8 августа 2019 года, утвержденного врио начальника УГИБДД УМВД России по Брянской области Арзановым Д.С.
10 августа 2019 года Груздову А.В. по почте направлено уведомление о рассмотрении его обращения с приложением копии решения вышестоящего должностного лица, которое возвращено за истечением срока хранения 13 сентября 2019 года.
Заключением инспектора контрольно-профилактического отделения отдела контроля, организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения УМВД России по Брянской области Гуня А.А, утвержденное начальником УГИБДД УМВД России по Брянской области Будылиным М.А. 28 сентября 2020 года, действия МРЭО ГИБДД по аннулированию регистрации транспортного средства Груздова А.В. признаны законными.
20 июля 2020 года Груздов А.В, управлявший N", государственный регистрационный знак N был остановлен инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Ивочкиным И.О, который сообщил ему о прекращении регистрации мотоцикла, в связи с чем изъял у Груздова А.В. регистрационные документы и государственный регистрационный знак на указанный мотоцикл, а также вынесен постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску Зиновым Е.Л. постановление инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Брянску от 20 июля 2020 года о привлечении Груздова А.В. к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в связи с установлением факта внесения изменений в конструкцию мотоцикла " N", государственный регистрационный знак N, а именно в систему выпуска отработавших газов двигателя, без разрешения ГИБДД МВД России, регистрация транспортного средства аннулирована правомерно. Уведомление об аннулировании регистрации направлено Груздову А.В. по почте в установленный законом срок. Обжалуемое решение органа ГИБДД принято в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Прекращая производство по делу в части административных исковых требований Груздова А.В. о признании постановления по делу об административном правонарушении и решения вышестоящего должностного лица по жалобе на указанное постановление незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление в указанной части подлежит рассмотрению в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов по следующим основаниям.
Государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным (Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 7.18 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства, если в его конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, под внесением изменений в конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения (пункт 6).
Разделом V "Оценка соответствия" Технического регламента определен порядок проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, что отнесено к компетенции органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения и осуществляется под его контролем (пунктами 75 - 80).
Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты.
Приложение N 1 к Техническому регламенту содержит Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие регламента, в том числе: системы нейтрализации отработавших газов и сменные системы отработавших газов двигателей, в том числе глушители и резонаторы (пункты 4 и 5 Таблицы 4 указанного Перечня).
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что требования Технического регламента распространяются и на систему выпуска отработавших газов, как на объект технического регулирования.
При этом изменение системы выпуска отработавших газов двигателя транспортного средства (исключение из нее предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства ее составных частей и элементов) является изменением конструкции транспортного средства.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года N 399 (действовавшими на момент совершения регистрационного действия) не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
При наличии оснований, перечисленных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства аннулируется регистрационным подразделением Госавтоинспекции по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения безопасности дорожного движения МВД России (его заместителей) (пункт 50 названных Правил).
Владельцу транспортного средства в течение 3 рабочих дней после аннулирования регистрации направляется письменное уведомление с указанием причин и оснований аннулирования регистрации транспортного средства.
Регистрационные документы (при наличии), паспорта транспортных средств (при наличии), государственные регистрационные знаки (при наличии) сдаются владельцем транспортного средства в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.
Приказом МВД России от 23 августа 2017 года N 664 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.
Пункт 111 Административного регламента в качестве основания для проверки технического состояния транспортного средства указано на визуальное обнаружение признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в кассационной жалобе приводит доводы аналогичные тем, что содержатся в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе. Вместе с тем приведенные доводы были предметом тщательного изучения и оценки суда второй инстанции и мотивированно отклонены. Несогласие с выводами судов и с исходом судебного разбирательства о нарушении норм права не свидетельствует. По сути, доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств, а также сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность оспариваемых судебных актов и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены названных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фокинского районного суда города Брянска от 23 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Груздова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.