Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Скачкова С.А. на решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Скачкова С.А. к отделу полиции N 2 (по Заводскому району) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орлу, начальнику ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу Храпову О.Е, начальнику УУП и ПДН ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу Рудневу С.А, инспектору ППС мобильного взвода 2 роты ОБППСП УМВД России по городу Орлу Болычевой Т.В, Семенову В.С, Стеблецову Д.Ю, Бочаровой Л.А, Заболотскому А.А. о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скачков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными:
- бездействие сотрудников полиции ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу по необеспечению его питанием и местом для сна во время задержания; непредупреждению о намерении применить физическую силу; неоказанию первой помощи и возможности получить медицинскую помощь от медицинских работников; ненаправлению ответов на заявления о хищении денежных средств в размере 15 000 рублей и порчи имущества на сумму 17 000 рублей, о незаконном производстве, хранении, копировании, видеосъемки медицинского освидетельствования от 26 октября 2019 года; ненаправлению извинений за незаконное привлечение Скачкова С.А. к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- действия, выраженные в проведении, копировании и публичном показе фото и видеосъемки с изображением Скачкова С.А. от 26 октября 2019 года в помещении ОП N 2 и наркологическом диспансере, запретить её дальнейшее распространение путем изъятия и уничтожения копий фотографий на бумажных носителях и видеозаписей на флеш-карте памяти, CD диске; применению 26 октября 2019 года физической силы и боевого приема борьбы "загиб руки за спину";
- направление на медицинское освидетельствование, подписанное командиром 2 роты ОБГШСП УМВД России по городу Орлу Березиным Г.Н. от 26 октября 2019 года;
- протокол о направлении на медицинское освидетельствование от 26 октября 2019 года.
Просил возложить на ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу обязанность уничтожить все учетные данные, связанные с задержанием Скачкова С.А. от 26 октября 2019 года и привлечением к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административные исковые требования обоснованы тем, что в ночь с 25 октября 2019 года на 26 октября 2019 года в районе кинотеатра "Октябрь" Заводского района города Орла административному истцу в результате дорожно-транспортного происшествия были причинены телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясения головного мозга, ушиба мягких тканей головы. Сотрудники полиции ОП N 2 УМВД России по городу Орлу, с целью сокрытия дорожно-транспортного происшествия, 26 октября 2019 года незаконно и задержали Скачкова С.А. по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и доставили в ОП N 2 УМВД России по городу Орлу. В нарушение Устава ППС сотрудники полиции не доложили о произошедшем дорожно-транспортном происшествии; не приняли мер по оказанию первой помощи; сохранению обстановки и следов транспортных средств; установлению личности водителей, пассажиров и иных свидетелей; не вызвали скорую помощь; не произвели досмотр находящихся при заявителе вещей и документов; не обеспечили хранение вещей; не предоставили возможность уведомить близких родственников о задержании и месте нахождения, путем одного телефонного разговора; не произвели опрос о наличии хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья и не вызывали бригаду скорой медицинской помощи; не зарегистрировали в книгу учета заявлений (сообщений) устные заявления о дорожно-транспортном происшествии и полученных телесных повреждениях; копию протокола об административном задержании не вручили. Указал, что незаконно был направлен в Орловский наркологический диспансер для освидетельствования на состояние опьянения. 26 октября 2019 года в 11 часов 10 минут Скачков С.А. обратился в БУЗ Орловской области им. Семашко Н.А, где установлены: ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы.
Полагал, что при таких обстоятельствах сотрудниками ОП N 2 УМВД России по городу Орлу были нарушены права административного истца на жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя.
Решением Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 января 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 28 мая 2021 года через Заводский районный суда города Орла, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 июня 2021 года, Скачков С.А. просит отменить судебные акты, в связи с нарушением норм процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на непринятие судом во внимание решения Заводского районного суда города Орла от 24 марта 2020 года, которым отменено постановление о привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции ссылается на видеозапись, которая не была предметом рассмотрения по делу и отклонена районным судом в приобщении, как недопустимое доказательство. Необоснованно отказано в приобщении к материалам дела копии протокола осмотра предметов (документов) следователя следственного отдела по Заводскому району по городу Орлу от 10 февраля 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 26 октября 2019 года в отношении Скачкова С.А. составлены протоколы о доставлении, о задержании и об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ППС мобильного взвода 2 роты ОБППСМ УМВД России по городу Орлу ФИО11, следует, что 26 октября 2019 года в 01 час 25 минут Скачков С.А. находился в общественном месте в районе дома 23 по улице 1-я Посадская города Орла в состоянии алкогольного опьянения, при ходьбе шатался, изо рта исходил резкий запах алкоголя, речь невнятная, одежда грязная, на местности ориентировался с трудом.
Скачков С.А. оспаривает действия (бездействие) должностных лиц ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу, выразившиеся в нарушении Наставлений о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденных приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) сотрудников полиции являются правомерными.
Применение к Скачкову С.А. мер обеспечения в виде доставления в отдел полиции и административного задержания не противоречило требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в помещение для задержанных Скачков С.А. не помещался, а находился в здании ОП N 2 (по Заводскому району) УМВД России по городу Орлу, поскольку в отношении него составлялись процессуальные документы, в связи с чем действий, выразившиеся в незаконном лишении свободы в период с 01 часа 30 минут до 07 часов 30 минут не установлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что Скачковым С.А. сообщалось о дорожно-транспортном происшествии и получении телесных повреждений, высказывались жалобы на здоровье с просьбой о вызове скорой медицинской помощи, не имеется. Административные требования Скачкова С.А. о признании незаконными действий по непроведению досмотра, находящихся при нем вещей и документов, необеспечению их хранения во время задержания; непредставлению возможности уведомить близких родственников о задержании и месте нахождения; непроведению опроса о наличии хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья; нерегистрации в Книге учета заявлений (сообщений) устных заявлений о ДТП и получении телесных повреждений; несообщению о травме близким родственникам и прокурору не основаны на законе, действия сотрудников полиции являются правомерными.
Требования о признании незаконными:
- бездействие сотрудников полиции по необеспечению Скачкова С.А. питанием и местом для сна во время задержания; непредупреждению о намерении применить физическую силу, неоказанию первой помощи, а также возможности получить медицинскую помощь от медицинских работников; нерегистрации заявлений: о совершённом ДТП, о хищении у Скачкова С.А. денежных средств в размере 15 000 рублей и порчи имущества на сумму 17 000 рублей; ненаправлении ответа на заявления о хищении денежных средств в размере 15 000 рублей и порчи имущества на сумму 17 000 рублей и на заявление о незаконном производстве, хранении, копировании видеосъемки медицинского освидетельствования от 26 октября 2019 года;
- действий по копированию и публичном показе фото и видеосъемки с изображением Скачкова С.А. от 26 октября 2019 года в помещении ОП N 2 и наркологическом диспансере и запрете на её дальнейшее распространение путем изъятия и уничтожения всех копий фотографий на бумажных носителях и видеозаписей на флеш-карте памяти, CD диск; применении в отношении Скачкова С.А. 26 октября 2019 года физической силы и боевого приема борьбы "загиб руки за спину";
- направление на медицинское освидетельствование от 26 октября 2019 года и протокол о направлении на медицинское освидетельствование от 26 октября 2019 года были заявлены 28 августа 2020 года и 7 сентября 2020 года, то есть с пропуском предусмотренного процессуального срока на обращение в суд.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов по следующим основаниям.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (часть 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под доставлением понимается принудительное препровождение физического лица, а также судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Под административным задержанием - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (статья 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доставление и задержание относятся к мерам направленным на обеспечение производства по делу об административном правонарушении, следовательно, проверка законности этих действий не затрагивает вопросов наличия или отсутствия состава административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Согласно абзацу четвертому пункта 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о публичных мероприятиях при разрешении административных дел и дел об административных правонарушениях Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (например, связанные с задержанием транспортного средства или его возвратом после устранения причины задержания), которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, но повлекшие нарушение прав и свобод участников производства по делу, могут быть обжалованы ими в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (часть 3).
Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов (часть 4).
В силу статьи 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Санкция названой статьи предусматривает административный арест, составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможно, применение мер обеспечения к Скачкову С.А. в виде доставления в отдел полиции и административного задержания требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречило.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости (часть 1 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В Наставлении о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30 апреля 2012 года N 389 в разделе 3 указаны обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных, согласно которым доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 9), в случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10); у доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (приложение N 4 к Наставлению), о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.
Оперативный дежурный обязан обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов (пункт 11); оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близкого родственника (родственника) или близкое лицо о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона "О полиции" о факте уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица сделать отметку в протоколе о задержании (пункт 14); перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании (пункт 15); если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части, доложив о произошедшем начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, оперативный дежурный обязан вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом.
Если скорая медицинская помощь не может быть получена доставленным лицом своевременно или отсутствует, оперативный дежурный обязан принять меры к его доставлению в ближайшую медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения (пункты 16, 16.1), выяснить причины и обстоятельства получения ранений, телесных повреждений у доставленного лица, отразить это в составленном протоколе о задержании. В случае получения информации о причинении ранений, телесных повреждений в результате насильственных действий, получить от него заявление, а при невозможности получения заявления составить мотивированный рапорт, которые зарегистрировать в Книгу учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (пункт 16.2); получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении дежурной части (пункт 16.3); сообщить сведения об оказании доставленному лицу первой помощи или о направлении его в медицинскую организацию в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу (пункт 16.3.1); сообщить о тяжелом заболевании, травме, увечье либо смерти доставленного лица незамедлительно, но не позднее трех часов, его близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу, а также прокурору (пункт 16.4); составить протокол о задержании либо об административном задержании, одну копию протокола вручить задержанному лицу, другую копию направить в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию (пункт 17).
В соответствии с Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627 задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
Частями 1 и 9 статьи 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" определено, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу) - статья 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
В силу статьи 20 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях: для пресечения преступлений и административных правонарушений; для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц; для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности (часть 3 статьи 11 Закона о полиции).
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.
Пунктами 2, 3 приказа МВД России от 15 августа 2012 года N 795 "О порядке принесения извинений гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции" установлено, что извинения гражданину приносятся при установлении (подтверждении) руководителем (начальником) факта нарушения сотрудником полиции прав и свобод гражданина по итогам рассмотрения (проверки) жалобы гражданина на действия (бездействие) сотрудника полиции, а также при вступлении в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции.
Извинения гражданину приносятся в возможно короткий срок, но не позднее одного месяца со дня установления (подтверждения) факта нарушения прав и свобод гражданина сотрудником полиции или вступления в законную силу решения суда, признавшего незаконными действия (бездействие) сотрудника полиции, если иное не установлено судом.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, нормы материального права, доказательства, имеющиеся в деле, суды правильно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что судами не принято во внимание отмена постановления о привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренное статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может повлечь отмену правильных по существу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции в судебном акте ссылается на видеозапись, которая не была предметом рассмотрения по делу и отклонена районным судом в приобщении, как недопустимое доказательство, подлежит отклонению.
В соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам и представлениям, частной жалобе, представлению, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы обжалуемых судебных актов, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судами дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 7 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 28 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Скачкова С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.