Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лобкова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лобкова А.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя Лобкова А.А. - Гулякова Д.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобков А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области, выразившиеся в применении ставки земельного налога, не подлежащей применению, доначислении земельного налога.
В обоснование заявленных требований указал, что в 2018 году являлся собственником 188 земельных участков, находящихся в границах "адрес", категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства. В 2018 году большая часть земельных участков отчуждена в пользу третьих лиц и муниципального образования сельское "адрес". Через личный кабинет налогоплательщика Лобкову А.А. направлены налоговые уведомления от 9 октября 2019 года N (расчет земельного налога за 2018 год с применением ставки земельного налога в размере 1, 5 процента от кадастровой стоимости земельных участков) и от 31 октября 2019 года N (доначисление земельного налога в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами N за 2016, 2017 годы). Вместе с тем, расчет земельного налога за 2016, 2017 годы, в том числе в отношении поименованных земельных участков был произведен в установленные законом сроки. Полагая, что применению подлежала ставка 0, 3 процента от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения "данные изъяты" от 29 марта 2012 года N "О земельном налоге", а не 1, 5%, административный истец обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Московской области от 30 июля 2020 года жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2020 года административные исковые требования Лобкова А.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московской Московского областного суда от 21 декабря 2020 года, решение Щелковского городского суда Московской области от 10 сентября 2020 года отменено в части удовлетворения требований о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области, выразившихся в применении в налоговом уведомлении от 9 октября 2019 года N при расчете земельного налога за 2018 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N ставки земельного налога в размере 1, 5 процента от их кадастровой стоимости; возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога, подлежащего оплате Лобковым А.А. за 2018 год, в отношении названных земельных участков с применением при расчете земельного налога ставки в размере 0, 3 процента от их кадастровой стоимости. В отмененной части постановлено новое решение, которым в удовлетворении требований отказано.
Решение суда в части удовлетворения требований о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области по начислению земельного налога за 2016, 2017 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ N, возложении обязанности исключить (аннулировать) начисления в отношении указанных земельных участков отменено, производство в указанной части прекращено.
В кассационной жалобе, поданной 18 июня 2021 года через Щелковский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 июля 2021 года, Лобков А.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на допущенное судами существенное нарушение норм материального права. Указывает, что его деятельность не носила предпринимательский характер, не имела признаков рисковой, целью не являлось систематическое извлечение прибыли. Все реализованные земельные участки были приобретены у Лобкова А.Е. по договору дарения (безвозмездной сделке).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что в 2018 году Лобков А.А. являлся собственником 188 земельных участков, находящихся в границах "адрес", в том числе земельных участков с кадастровыми номерами N, которые относились к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства.
Административному истцу налоговым органом направлялось налоговое уведомление от 9 октября 2019 года N с расчетом земельного налога за 2018 год в отношении всех принадлежащих ему в указанный период земельных участков, где была применена ставка земельного налога в размере 1, 5 процента от их кадастровой стоимости.
Решением Совета депутатов "данные изъяты" от 29 марта 2012 года N 152 "О земельном налоге" ставка земельного налога, подлежащего применению за налоговый период 2018 года была установлена в размере 0, 3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в том числе на земельные участки, приобретенные (предоставленные) для садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства, дачного строительства, находящиеся на территории дачных некоммерческих объединений и (или) принадлежащие физическим лицам.
30 июня 2020 года Лобков А.А. обратился в УФНС России по Московской области с жалобой на налоговое уведомление от 9 октября 2019 года N, согласно которому Лобков А.А. обязан оплатить земельный налог за 2018 года в отношении спорных земельных участков по ставке 1, 5 % от их кадастровой стоимости.
Решением УФНС России по Московской области от 30 июля 2020 года N относительно исчисления земельного налога за 2018 год в соответствии с решением Совета депутатов "данные изъяты" от 29 марта 2012 года N, в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ N (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N и при применении ставки земельного налога в размере 1, 5 % от кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N сообщено, что в основу положен предпринимательский характер использования Лобковым А.А. земельных участков. В части названных земельных участков нарушений налогового законодательства не выявлено.
Жалоба Лобкова А.А. в части земельных участков с кадастровыми номерами N удовлетворена. Указано, что перерасчет земельного налога за 2018 года по ставке 0, 3 процента от кадастровой стоимости указанных земельных участков отразится в Карточке расчетов с бюджетом после формирования налогового уведомления в текущем году.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что земельные участки принадлежат и/или принадлежали административному истцу на праве собственности, как физическому лицу, Лобков А.А. индивидуальным предпринимателем не является и никогда не являлся, в связи с чем действия административного ответчика, основанные на анализе отчуждения Лобковым А.А. земельных участков, а также на наличии обстоятельств, свидетельствующих о предпринимательском характере деятельности, выраженном в систематическом извлечении прибыли от продажи земельных участков, нельзя признать законными. Оснований для доначисления административному истцу земельного налога за 2016-2017 годы в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами N у административного ответчика не имелось, что подтверждено решением УФНС России по Московской области.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда первой инстанции в части и отказывая в удовлетворении требований, исходила из того, что действия Лобкова А.А. по приобретению в собственность большого количества земельных участков, являющихся объектами гражданского оборота, последующей их реализации на систематической основе свидетельствуют о предпринимательской деятельности. Исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для дачного строительства", используемых в предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом коммерческого назначения, принадлежащих Лобкову А.А. на праве собственности земельных участков, фактически используемых не для дачного строительства, а в целях последующей продажи, длительности извлечения прибыли, оснований для применения налоговой ставки в размере 0, 3% не имелось, а следовательно, действия налогового органа по применению налоговой ставки 1, 5% при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, указанных в оспариваемом налоговом уведомлении являются правомерными.
В части требований о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области по начислению земельного налога за 2016, 2017 годы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, суд второй инстанции пришел к выводу о прекращении производства по делу в указанной части, поскольку права административного истца восстановлены, правовой интерес утрачен, оснований для рассмотрения по существу указанных требований не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (часть 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0, 3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачное" хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны безопасности и таможенных нужд;
2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отсутствие государственной регистрации не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, для целей исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, фактически приравниваются к индивидуальным предпринимателям. При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, несогласию с выводами суда, изложенными в оспариваемом судебном акте.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом апелляционной инстанции не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, выводы, изложенные в судебном акте, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобкова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.