Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области) на решение Панинского районного суда Воронежской области от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Недобежкину М.Д. к Управлению Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области Золотарева Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Недобежкин М.Д. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ межмуниципального отдела по Аннинскому, Панинскому и Эртильскому районам Управления Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 15 декабря 2020 года N КУВД-001/2020-13639726/3 в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", участок 13, кадастровый N, возложить обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
В обоснование административных исковых требований указал, что 2 сентября 2020 года административный истец обратился в межмуниципальный отдел по Аннинскому, Панинскому и Эртильскому районам (Эртильский сектор) Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N. Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 15 сентября 2020 года государственная регистрация права была приостановлена, в связи с непредставлением документов, необходимы для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. По мнению административного ответчика постановление администрации города Эртиль Эртильского района Воронежской области от 10 июня 1999 года N 143 "О строительстве гаража" не является правоустанавливающим документом для возникновения права собственности на земельный участок, поскольку принято на основании пунктов 1, 2 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции 1998 года, то есть на основании нормы, регламентирующей выдачу разрешений на строительство. 12 октября 2020 года Недобежкиным М.Д. были предоставлены дополнительные документы. Принадлежность земельного участка административному истцу подтверждается действиями органов местного самоуправления по исправлению реестровой ошибки в сведениях единого государственного реестра недвижимости о смежном земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес". Уведомлением Эртильского сектора Управления Росреестра по Воронежской области от 15 декабря 2020 года отказано в государственной регистрации прав, чем нарушены права Недобежкина М.Д..
Решением Панинского районного суда Воронежской области от 2 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 мая 2021 года, административные исковые требования Недобежкина М.Д. удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ межмуниципального отдела по Аннинскому, Панинскому и Эртильскому районам Управления Росреестра по Воронежской области от 15 декабря 2020 года в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: N, кадастровый N. На межмуниципальный отдел по Аннинскому, Панинскому и Эртильскому районам Управления Росреестра по Воронежской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Недобежкина М.Д. от 2 сентября 2020 года в установленный законом срок.
Судом апелляционной инстанции из мотивировочной части решения исключены выводы суда, касающиеся протеста прокурора Эртильского района от 11 октября 2020 года на постановление администрации городского поселения - город Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области от 5 сентября 2017 года N.
В кассационной жалобе, поданной 22 июня 2021 года почтой через Панинский районный суд Воронежской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 июля 2021 года, Управление Росреестра по Воронежской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что при проведении правовой экспертизы было установлено, что в нарушение пункта 18 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица, Считает, что постановление от 5 сентября 2017 года N 317 вынесено при отсутствии у органа местного самоуправления полномочий на предоставление Недобежкину М.Д. земельного участка без проведения торгов, в связи с чем государственная регистрация права была приостановлена правомерно. На момент проведения правовой экспертизы и приостановления регистрационных действий в орган регистрации поступили сведения об отмене постановлением главы городского поселения города Эртиль Воронежской области от 19 октября 2020 года N 522 по протесту прокурора "адрес" от 11 октября 2020 года N 2-1-2020 постановления от 5 сентября 2017 года N 317, которое заявлено Недобежкиным М.Д. в качестве правоустанавливающего документа. Полагает, что ссылка судов на Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 "О земельной реформе" не может быть применена к спорным правоотношениям, так как земельный участок Недобежкину М.Д. не был представлен на каком-либо праве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что на момент обращения Недобежкина М.Д. в органы местного самоуправления и издания указанным органом в соответствии с действующими на момент возникновения правоотношений законодательством, при выдаче разрешения на строительство гаража была выражена воля и на предоставление земельного участка, которая не оформлена в установленном порядке. Допущенное нарушение прав было устранено путем вынесения постановления от 5 сентября 2017 года N 317 о внесении изменений в постановление от 10 июня 1999 года. Целевое использование административным истцом земельного участка соответствует виду разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, гаражи не более чем на 2 машины, зона застройки Ж-1, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации права не имелось.
Вывод о том, что постановление от 5 сентября 2017 года N 317 вынесено за пределами компетенции органа местного самоуправления, является ошибочным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует, что 26 апреля 1999 года Недобежкин М.Д, участник ликвидации последствий аварии на "данные изъяты", в результате чего стал "данные изъяты", проживающий по адресу: "адрес", обратился к главе администрации "адрес" с заявлением о выделении ему места под гараж, размером 3, 5 м х 5, 5 м по месту его жительства.
Постановлением администрации города Эртиль Эртильского района Воронежской области от 10 июня 1999 года N 143 Недобежкину М.Д. разрешено строительство гаража по адресу: "адрес", размером 3, 5 м х 5, 5 м. в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в редакции 1998 года.
10 июня 1999 года отделом главного архитектора администрации Эртильского района Воронежской области был утвержден план размещения строения на земельном участке, отведенном Недобежкину М.Д, однако вопрос о предоставлении земельного участка, отведенного под строительство гаража, разрешен не был.
5 августа 2016 года Недобежкин М.Д. обратился в администрацию города Эртиль Воронежской области с заявлением о приведении в соответствие постановления администрации "адрес" от 10 июня 1999 года N 143 согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и плана размещения строений на земельном участке (чертежа), подготовленного 10 июня 1999 года.
Постановлением и.о. главы администрации городского поселения города Эртиль Воронежской области от 5 сентября 2017 года N 317 внесены изменения в пункт 1 постановления от 10 июня 1999 года N 143, изложив его в следующей редакции: "предоставить Недобежкину М.Д. в собственность земельный участок под индивидуальное гаражное строительство, из земель населенных пунктов, площадью 30 кв.м, по адресу: "адрес" и разрешить на нем строительство гаража размером 3, 5 х 5, 5 м.".
В соответствии с техническим паспортом на гараж его правообладателем является Недобежкин М.Д, гараж имеет бетонные фундамент и полы, металлические стены и перекрытия.
25 марта 2020 года постановлением главы администрации городского поселения города Эртиль Воронежской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земельный участок, занятый гаражом Недобежкина М.Д. стоит на кадастровом учете, зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, вид разрешенного использования - индивидуальные жилые дома, гаражи не более чем на 2 машины.
2 сентября 2020 года Недобежкин М.Д. обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, предоставив постановление администрации городского поселения - город Эртиль Эртильского муниципального района Воронежской области от 5 сентября 2017 года N 317.
Уведомлением Управления Росреестра по Воронежской области от 15 сентября 2020 года государственная регистрация прав приостановлена в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку постановление от 10 июня 1999 года N 143 принято на основании пунктов 1, 2 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции 1998 года, то есть на основании нормы, регулирующей вопросы разрешения строительства, тогда как вопрос предоставления земельного участка в собственность не разрешался. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Уведомлением от 15 декабря 2020 года Недобежкину М.Д. отказано в государственной регистрации права.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4); не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено названным федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок осуществления государственной регистрации прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании подпунктов 5, 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 названного Федерального закона).
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьями 6, 7 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 "О земельной реформе" и положениями Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшими на момент возникновения правоотношений было определено, что для строительства гаражей земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду. До юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
Пунктом 2 статьи 271, пунктом 1 статьи 218, статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившими в действие с 28 апреля 2001 года) определялось, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Учитывая приведенные нормы материального права, фактические обстоятельства дела, суды пришли к правильному выводу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Недобежкина М.Д. на земельный участок.
Довод кассационной жалобы о том, что акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица, подлежит отклонению, поскольку у административного ответчика отсутствуют полномочия давать оценку законности акту ненормативного характера, поскольку государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом проверки и надлежащей оценки судов первой и апелляционной инстанций, они не указывают на обстоятельства, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Панинского районного суда Воронежской области от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.