Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области о признании незаконным отказа в выдаче охотничьего билета.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 31 августа 2020 года в выдаче ему охотничьего билета единого федерального образца.
В обоснование административного иска указал, что зарегистрирован по месту жительства в городе Москве, однако проживает с семьей в принадлежащей ему квартире в городе Обнинске Калужской области, где зарегистрирован по месту пребывания. С заявлением о выдаче охотничьего билета обратился по месту пребывания в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, как того требует пункт 9 Порядка выдачи охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20 января 2011 года N 13, в связи с чем считает оспариваемый отказ незаконным.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 6 октября 2020 года признан незаконным отказ министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 31 августа 2020 года N З-2779-20 в выдаче Короткову И.В. охотничьего билета единого федерального образца. На министерство природных ресурсов и экологии Калужской области возложена обязанность выдать Короткову И.В. охотничий билет единого федерального образца в установленный законом срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 января 2021 года решение Обнинского городского суда Калужской области от 6 октября 2020 года отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска Короткова И.В. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 10 марта 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 марта 2021 года, Коротков И.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что пунктом 9 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20 января 2011 года N 13, установлено, что охотничий билет выдается заявителю по месту его жительства, а в случае его отсутствия по месту пребывания. Действующее законодательство предусматривает регистрацию, в том числе и по месту пребывания в качестве обязательного условия для выдачи охотничьего билета. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем проживая фактически и постоянно и будучи зарегистрированным в принадлежащей на праве собственности квартире в городе Обнинске, обратился по месту пребывания за получением охотничьего билета. Документы, необходимые для получения государственной услуги, им были представлены, а, следовательно, оснований для отказа ему в выдаче охотничьего билета не имелось, чем нарушены его права.
На кассационную жалобу поданы письменные возражения министерством природных ресурсов и экологии Калужской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (часть 1). Охотничий билет выдается указанным лицам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2018 года N 25 к таким органам отнесено министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года N 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, форма охотничьего билета, пунктом 9 которого предусмотрено, что охотничий билет выдается заявителю по месту его жительства, а в случае его отсутствия по месту пребывания заявителя.
Указанное положение содержится также в пункте 1.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 28 февраля 2020 года N 68-ор.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом "место жительства" может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 14-П).
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации является его обязанностью, установленной федеральным законом; производится на основании его волеизъявления и представляемых им документов, подтверждающих временный или постоянный характер пользования жилым помещением, с которым сам гражданин связывает реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года N 624-О).
Как установлено в ходе рассмотрения дела ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". Также административный истец с 13 августа 2020 года имеет регистрацию по месту пребывания в принадлежащей ему на праве собственности квартире по адресу: "адрес".
Таким образом, административный истец, имея возможность выбора, самостоятельно избрал местом своего жительства адрес: "адрес", а местом пребывания адрес: "адрес".
Соответственно, административный ответчик на заявление ФИО1 от 31 августа 2020 года о выдаче ему охотничьего билета единого федерального образца 31 августа 2020 года направил в адрес административного истца ответ N З-2779-20, содержащий отказ в выдаче ему указанного охотничьего билета единого федерального образца, со ссылкой на пункт 9 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года N 13.
Отменяя решение суда первой инстанции, которым указанный отказ министерстве природных ресурсов и экологии Калужской области был признан незаконным, суд апелляционной инстанции указал, что, исходя из приведенных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства Короткова И.В. является жилое помещение, расположенное в городе Москве, в котором он и зарегистрирован по месту жительства. Соответственно, Короткову И.В. обоснованно отказано в выдаче охотничьего билета единого федерального образца в Калужской области. Обращение Короткова И.В. в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области с указанным заявлением свидетельствует о неверно избранном административным истцом порядке реализации своего права на получение охотничьего билета единого федерального образца. Оспариваемый отказ соответствует приведенным положениям Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года N 13, и Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 28 февраля 2020 года N 68-ор, и не препятствует ему в реализации права на получение охотничьего билета единого федерального образца по месту жительства путем обращения в соответствующей уполномоченный орган в городе Москве.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что они непротиворечивы, соответствуют как нормам действующего законодательства, так и обстоятельствам административного дела, имеющимся доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств дела и имеющихся доказательств, оспаривание обоснованности вывода суда апелляционной инстанции, повторяют позицию заявителя в суде апелляционной инстанции и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом апелляционной инстанции дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.