Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 8 апреля 2021 года гражданское дело по иску Суменко ФИО8 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ровеньском районе Белгородской области о восстановлении нарушенных прав, признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов службы и трудовой деятельности в стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе Суменко ФИО9 на решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Суменко А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ровеньском районе Белгородской области (далее - УПФР в Ровеньском районе Белгородской области) о восстановлении нарушенных прав, признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов службы и трудовой деятельности в стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию, взыскании судебных расходов.
Решением Ровеньского районного суда Белгородской области от 14 сентября 2020 года признано незаконным решение УПФР в Ровеньском районе Белгородской области от 20 марта 2019 года в части отказа во включении в страховой стаж Суменко А.Ю, необходимый для назначения государственной пенсии по старости, периода службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ года. На пенсионный орган возложена обязанность включить в страховой стаж Суменко А.Ю, необходимый для назначения государственной пенсии по старости, указанный период службы в рядах Вооруженных сил СССР и период его работы на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина с ДД.ММ.ГГГГ года. В удовлетворении остальной части исковых требований Суменко А.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 22 декабря 2020 года решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 14 сентября 2020 года изменено в части определения начала периода работы Суменко А.Ю. на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина, указана дату начала работы с ДД.ММ.ГГГГ года.
В кассационной жалобе Суменко А.Ю. просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить в части отказа в назначении пенсии, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, в связи с ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Учитывая, что Суменко А.Ю. обжалует судебные постановления в части отказа в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебных постановлений только в обжалуемой части.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьей 35 настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, В соответствии с абзацем 2 указанной статьи, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, а с 21 октября 2015 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2010 года N 1074. Населенный пункт - поселок Ровеньки Белгородской области отнесен к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС с 26 апреля 1986 года по настоящее время.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Суменко А.Ю. обратился в УПФР в Ровеньском районе Белгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года и Закону РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ввиду достижения возраста 57 лет.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении пенсии Суменко А.Ю. было отказано, в связи с отсутствием необходимого постоянного и непрерывного периода проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с паспортными данными, Суменко А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован по адресу: "адрес".
Согласно сведениям администрации городского поселения "Поселок Ровеньки" в книгах похозяйственного учета Суменко А.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по вышеуказанному адресу не значится.
До упорядочения нумерации домовладений в поселке Ровеньки Белгородской области (2000 год) частных домовладений и многоквартирных домов с номером "адрес" в похозяйственных учетах не значилось. Жилой дом по адресу: "адрес" являлся многоквартирным, что подтверждено постановлением главы администрации Ровеньского поселкового округа от 17 ноября 2000 года N N. После упорядочения нумерации данный дом значится под номером 30.
При разрешении заявленного спора, Суменко А.Ю. не оспаривал тот факт, что в какой-либо из квартир вышеуказанного многоквартирного жилого дома не проживал.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Суменко А.Ю. о включении в страховой стаж, необходимый для назначения государственной пенсии по старости, периода службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции, исходил из сведений указанных в военном билете, согласно которому Суменко А.Ю. был назначен на должность "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года и проходил службу по ДД.ММ.ГГГГ года. Включая период работы истца на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина с ДД.ММ.ГГГГ года, суд учитывал записи в трудовой книжке и справки филиала ПАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина" от ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части начала периода работы Суменко А.Ю. на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина, указал дату начала работы с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку в соответствии со справкой, выданной филиалом ПАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина" от ДД.ММ.ГГГГ года, Суменко А.Ю. приступил к работе на заводе с ДД.ММ.ГГГГ года, что также подтверждается справкой о заработной плате, согласно которой начисления по заработной плате Суменко С.Ю. до мая 1986 года не производились, в мае 1986 года начислена заработная плата за неполный отработанный месяц. Учитывая, что решение суда в указанной части не обжалуется, обжалуемые судебные постановления не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных Суменко А.Ю. требований в части признания решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, надлежащей оценки представленных доказательств, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания или работы Суменко С.Ю. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в назначении досрочной страховой пенсии истцу со снижением возраста.
Суд, давая оценку доводам истца о постоянном проживании на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, обоснованно указал о том, что в соответствии с представленными доказательствами Суменко С.Ю. не проживал на территории поселка Ровеньки Белгородской области, поскольку осуществлял трудовую деятельность на территории Украины.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указал, что предоставление гражданину льгот в связи с его проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, относящемся к такой зоне, поскольку сама по себе регистрация носит формальный характер. В данном случае для предоставления названной пенсионной льготы заявитель должен подтвердить факт постоянного проживания (работы) на территории с указанным статусом. При этом, возможность суммирования периодов проживания при отсутствии постоянного (непрерывного) проживания законом не предусмотрена.
В судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права, в частности Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 14 сентября 2020 года в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Суменко ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.