Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Тришкиной М.А, судей Балашова А.Н, Спрыгиной О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Калуги в интересах неопределенного круга лиц к Городской Управе города Калуги, Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, Управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанностей по благоустройству тротуара, по кассационной жалобе Городской Управы города Калуги, Управления городского хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Балашова А.Н, выслушав по средствам веб-конференции объяснения представителя Городской Управы города Калуги - Егорычевой Н.Б, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя истца - прокурора Лаптева О.Н, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Калуги обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Городской Управе "адрес", с учетом уточнения требований, просил возложить на ответчика обязанность обустроить пешеходные тротуары вдоль проезжей части автомобильной дороги на участках "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес" городе Калуга, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки было установлено отсутствие на вышеуказанных улицах обустроенных тротуаров, в связи с чем, пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части, что не безопасно для их жизни и здоровья.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление городского хозяйства "адрес", Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений "адрес".
Решением Калужского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены, постановлено возложить на Городскую Управу "адрес" обязанность обустроить пешеходные тротуары вдоль проезжей части автомобильной дороги на участках "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес" городе Калуга в срок до ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении исковых требований к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений "адрес", Управлению городского хозяйства "адрес" о возложении обязанностей по благоустройству тротуара отказано.
В кассационной жалобе заявители просят отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела по доводам кассационной жалобы не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что по результатам проверки соблюдения требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения на территории города, проведенной прокуратурой "адрес", установлено, что вдоль проезжей части автомобильной дороги на участках "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес" городе Калуга в нарушение п.п. 4.5.1.2-4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствует тротуар, обустроенный в соответствии с требованиями п.п. 11.4-11.5 СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89*.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом 40АВ N0512701 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от 16 июня 2020 г, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети г. Калуги при надзоре за дорожным движением от 15 июня 2020 г, актом мероприятия по контролю от 10 сентября 2020 г.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон руководствуясь положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", установив факт отсутствия тротуаров для движения пешеходов вдоль проезжей части автомобильной дороги на участках "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес", от "адрес" до "адрес" городе Калуга, исходя из того, что непринятие надлежащих мер по их устройству является нарушением действующего законодательства, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности по обустройству пешеходных тротуаров по спорному участку дороги на Городскую Управу города Калуги.
Суд апелляционной инстанции, с выводами суда первой инстанции согласился.
Нарушений норм материального и процессуального права по доводам кассационной жалобы заявителей не допущено.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельностью относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 данного Закона).
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", которым помимо прочего предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункты 4.5.1.1, 4.5.1.3).
На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по созданию условий для безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права и интересы граждан и повышает риск совершения дорожно-транспортных происшествий, нарушает право граждан на благоприятные условия жизни, безопасность дорожного движения.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Городская Управа города Калуги не наделена полномочиями по проектированию, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, в связи с чем, обязанность по строительству пешеходных тротуаров необходимо возложить на управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и оспаривание правильности выводов судов об установленных обстоятельствах. Между тем, судами при исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущены. В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 12 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 15 февраля 2021 г, оставить без изменения, кассационную жалобу Городской Управы города Калуги, Управления городского хозяйства города Калуги - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.