Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фунтовой Г.Н. к администрации Арзамасского муниципального района и администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным, понуждении к предоставлению земельного участка в собственность
по кассационной жалобе Фунтовой Г.Н. на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 06 апреля 2021 года
заслушав доклад судьи Спрыгиной О.Б, судебная коллегия
установила:
Фунтова Г.Н. обратилась с иском к администрации Арзамасского муниципального района и администрации Красносельского сельсовета Арзамасского муниципального района, в котором просила признать решение Арзамасской районной администрации от 2 июня 2020 г. N об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 53 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", недействительным; обязать ответчика предоставить ей участок площадью 53 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" для оформления в собственность.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 27 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований Фунтовой Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе Фунтова Г.Н. оспаривает законность вынесенных судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных у них причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фунтовой Г.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 910 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
На земельном участке расположен жилой дом общей площадью 158.3 кв.м, собственником которого является Фунтова Г.Н.
24 декабря 2019 г. администрацией Красносельского сельсовета проведена проверка в отношении Фунтовой Г.Н. законности использования земельного участка.
В ходе проверки обнаружено, что участок площадью 98 кв.м, расположенный перед ее домом (палисадник), не входит в ее собственность и используется с нарушением Земельного законодательства, о чем составлен акт.
24 декабря 2019 г. выдано предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 3 февраля 2020 г.
16 марта 2020 Управлением муниципального имущества администрации Арзамасского района и Фунтовой Г.Н. составлено соглашение об увеличении принадлежащего ей земельного участка на 45 кв.м. путем перераспределения земельного участка до охранной зоны газопровода, в связи с чем, площадь земельного участка увеличилась до 955 кв.м.
Истец неоднократно обращалась в администрацию Арзамасского муниципального района, с заявлением на увеличение ее земельного участка на 53 кв.м путем перераспределения земель.
Ответом администрации от 2 июня 2020 г. отказано в перераспределении земельного участка в связи с тем, что по испрашиваемому земельному участку проходит газопровод низкого давления, находящийся в муниципальной собственности.
26 марта 2020 г. обратилась в филиал ПАО " "данные изъяты"" в Арзамасе с вопросом о возможности оформления оставшейся части палисадника 53 кв.м, в собственность. В письме от 7 апреля 2020 г. филиалом ПАО " "данные изъяты"" в Арзамасе указано, что наземный газопровод низкого давления принадлежит администрации Арзамасского района, в компетенции которой находится вопрос о передаче и оформлении земельного участка в собственность.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 39.29, 85, Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, установив, что в предполагаемый к образованию земельный участок подпадает наземный газопровод низкого давления, принадлежащий администрации Арзамасского района, пришел к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть образован путем перераспределения земель в границах охранной зоны газопровода, поскольку при использовании такого участка в соответствии с его разрешенным использованием не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения и водоснабжения, их обслуживание и ремонт, необходимые в целях защиты интересов населения для бесперебойного обеспечения газом и жителей данного населенного пункта.
Судебная коллегия кассационной инстанции с выводами судов соглашается, поскольку они отвечают установленным по делу юридически значимым обстоятельствам, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статей 55, 59, 60, 61, 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормам материального права, регулирующим спорные правовые отношения. Выводы судов первой и апелляционной инстанции обстоятельно мотивированы со ссылками на нормы материального права и исследованные доказательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы относительного того, что ответчиком не представлено доказательств подтверждающих, что предоставление спорного земельного участка в собственность нарушит права неопределенного круга лиц являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией Первого кассационного суда общей юрисдикции по следующим основаниям.
В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Границы территориальных зон и градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На карте градостроительного зонирования должны в обязательном порядке отображаться, среди прочего, границы зон с особыми условиями использования территорий (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила). Пунктом 2 Правил установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), включая запрет на строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения (подпункт "а" пункта 14 Правил).
Таким образом, спорный земельный участок не может быть образован путем перераспределения земель в границах охранной зоны газопровода, поскольку при использовании такого участка в соответствии с его разрешенным использованием не будет обеспечено безопасное, безаварийное функционирование и эксплуатация объектов газоснабжения и водоснабжения, их обслуживание и ремонт, необходимые в целях защиты интересов населения для бесперебойного обеспечения газом и жителей данного населенного пункта.
Доводы кассационной жалобы Фунтовой Г.Н. основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию Фунтовой Г.Н. в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах им дана мотивированная правовая оценка. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фунтовой Г.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.