Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Солтыс Е.Е. Сапрыкиной Е.В.
с участием прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кадышевой С.А. к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационных выплат, компенсации морального вреда, судебных расходов, по кассационной жалобе Кадышевой С.А. на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 9 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Солтыс Е.Е, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Лаптева О.Н, полагавшего оставить судебные постановления без изменения, судебная коллегия
установила:
истец Кадышева С.А. обратилась в суд с данными требованиями указывая на то, что 18 сентября 2019 года по вине водителя ФИО1, управлявшего автомобилем марки "Лада Гранта", произошло столкновение автомобиля марки "Лада Гранта" с автомобилем "Хундай Соната" под управлением ФИО2.
В результате ДТП пассажир автомобиля марки "Лада Гранта" Кадышева С.А. получила тяжкие телесные повреждения. Размер компенсационной выплаты с учетом характера полученных повреждений в соответствии с нормативами, утвержденными Постановлением Правительства N1164 составляет 149, 1%, то есть 745 500 рублей. Гражданская ответственность обоих водителей на момент ДТП не была застрахована.
12 февраля 2020 года истец обратилась в РСА с заявлением о компенсационных выплатах за каждый источник повышенной опасности. 26 марта 2020 года РСА произвел истцу компенсационную выплату в пределах лимита ответственности в размере 500 000 рублей. Истец, считая, что имеет право на получение компенсационных выплат за каждый источник повышенной опасности, при эксплуатации которого ей был причинен тяжкий вред, 23 марта 2020 года обратилась в РСА с претензией, в которой просила произвести доплату компенсационной выплаты. В удовлетворении данной претензии отказано.
С учетом изменения исковых требований истец просит суд взыскать с ответчика компенсационную выплату в размере 500 000 рублей; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потерпевшего по выплате за причинение вреда здоровью в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потерпевшего; неустойку в размере 205 000 рублей за период с 8 марта 2020 года по 17 апреля 2020 года и со дня вынесения решения суда по день фактического исполнения обязательств (исполнения решения суда) в размере 1% исходя из суммы 500 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 9 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 января 2021 года в иске отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии судебных постановлений не усматривает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 18 сентября 2019 года по адресу: "адрес" произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки "Лада Гранта", под управлением водителя ФИО1 и автомобиля марки "Хундай Соната" под управлением ФИО2.
В результате данного происшествия пассажиру автомобиля марки "Лада Гранта" Кадышевой С.А. причинен тяжкий вред здоровью.
Данное ДТП произошло по вине водителя ФИО1 Постановлением следователя СО по ДТП ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области от 20 января 2020 года в отношении Юнанова А.И. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ.
Гражданская ответственность обоих водителей автомобилей на момент ДТП не была застрахована.
12 февраля 2020 года истец обратилась в РСА с заявлением об осуществлении компенсационной выплаты в счет возмещения вреда здоровью в связи с тем, что гражданская ответственность владельцев транспортных средств не была застрахована.
26 марта 2020 года на основании решения N200303-1003510 от 3 марта 2020 года РСА произвело истцу компенсационную выплату в размере 500 000 рублей.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 12 Закона об ОСАГО (в редакции действующей с 1 мая 2019 года), в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда в порядке, предусмотренном пунктом 22 указанной статьи. В этом случае общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной подпунктом "а" статьи 7 настоящего Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, обоснованно указал, что к данным правоотношениям применяются положения Закона об ОСАГО в редакции, действующей с 1 мая 2019 года, поскольку гражданская ответственность обоими участниками происшествия застрахована не была, а страховой случай наступил 18 сентября 2019 года. Компенсационная выплата РСА в пределах страховой суммы произведена, оснований для взыскания компенсационной выплаты в большем размере с РСА не имеется.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, допущено не было.
Оценка представленных в материалы дела доказательств произведена судами в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом подробного исследования и оценки двух судебных инстанций и обоснованно отклонены, данные доводы не опровергают приведенные выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 9 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кадышевой С.А. без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.