Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Улитиной Е.Л, судей Шабановой О.Н. и Рыжова В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-50/2019 по иску Панарина Алексея Александровича к ООО "СК Согаз-Жизнь" о возмещении вреда, причиненного здоровью, по кассационной жалобе Панарина Алексея Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 06 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Рыжова В.М, судебная коллегия
установила:
решением Липецкого районного суда Липецкой области от 30 января 2019 г. с ООО "СК Согаз-Жизнь" в пользу Панарина А.А. взысканы денежные средства в сумме 297010 рублей, продолжено взыскание штрафа в размере одного процента от суммы страхового возмещения в размере 144300 рублей, начиная с 31 января 2019 года за каждый день просрочки по день фактической уплаты данной денежной суммы. С ООО "СК Согаз-Жизнь" взыскана государственная пошлина в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области в размере 4086 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 6 мая 2019 г. решение Липецкого районного суда Липецкой области от 30 января 2019 года в части размера страхового возмещения и судебных расходов изменено, с ООО "СК "Согаз-Жизнь" в пользу Панарина А.А. взыскано 26303 рубля, в удовлетворении остальной части требований отказано. Решение суда в части взыскания штрафа отменено и принято новое решение в данной части об отказе в иске. Изменен размер государственной пошлины, взысканной с ООО "СК Согаз-Жизнь" в доход бюджета Липецкого муниципального района Липецкой области, ее размер снижен до 944 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 июля 2019 г. исправлена описка в абзаце первом апелляционного определения от 6 мая 2019 г.: вместо "взыскать с ООО "СК "Согаз-Жизнь" в пользу Панарина Алексея Александровича 263030 рубля" следует читать "взыскать с ООО "СК "Согаз-Жизнь" в пользу Панарина Алексея Александровича 25814 рублей".
В кассационной жалобе Панарин А.А. указывает, что судом апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, просит его отменить по тем основаниям, что суд апелляционной инстанции неправильно определилразмер страховой суммы, исходя из оклада денежного содержания на момент получения травмы, т.е. на 11 декабря 2010 г. Не согласен также заявитель с апелляционным определением в части отказа во взыскании штрафа и изменении размера госпошлины. Полагает, что суды не учли то обстоятельство, что он является действующим сотрудником МВД.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, обсудив возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Панарин А.А. проходит службу в УМВД России по г. Липецку.
11 декабря 2010 г. Панарин А.А. в неслужебное время при падении получил легкое увечье: "данные изъяты"".
Из представленной справки ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области N541 от 26 апреля 2018 г. о тяжести увечья, полученного застрахованным лицом, следует, что Панарин А.А. находился на амбулаторном лечении в поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по Липецкой области" с 13 по 29 декабря 2010 г.
В соответствии с разделом II Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N855, травма, полученная Панариным А.А, относится к легкому увечью. Данная справка была выдана на основании протокола заседания ВВК МСЧ МВ России по Липецкой области от 26 апреля 2018 г. N 65.
На дату получения травмы жизнь и здоровье истца были застрахованы МВД России в ООО "СК Согаз-Жизнь" в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, что ответчиком не оспаривалось.
Судом также установлено, что Панарин А.А. обратился в ООО "СК Согаз-Жизнь" с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с полученной травмой с приложенным пакетом документов, которые были получены ООО "СК Согаз-Жизнь" 6 июня 2018 г.
Ответчик направил в адрес истца 11 сентября 2018 г. письмо с просьбой предоставить копию документа, удостоверяющую личность застрахованного.
Согласно представленному ООО "СК Согаз-Жизнь" отзыву на исковое заявление Панарина А.А, к заявлению о выплате страховой суммы не была приложена копия документа, удостоверяющего личность, в связи с чем срок рассмотрения вопроса о страховой выплате был увеличен до предоставления Панариным А.А. данного документа.
В досудебном порядке страховая выплата не была произведена, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт наступления страхового случая установлен, что возлагает на страховщика ООО "СК Согаз-Жизнь", застраховавшее жизнь и здоровье сотрудника ОВД, выплатить выгодоприобретателю Панарину А.А. страховое возмещение, от исполнения которой ответчик уклонился.
Судом сделан правильный вывод о том, что срок исковой давности по требованиям о взыскании страхового возмещения по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья подлежит исчислению с момента, когда страховщик отказал в выплате страхового возмещения.
Действительно, на момент обращения Панарина А.А. с заявлением о страховой выплате, в силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 года N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", в перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы страховщику должно быть предоставлено заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы вместе с копией документа, удостоверяющего личность застрахованного лица.
При определении размера подлежащей взысканию с ООО "СК Согаз-Жизнь" страховой выплаты за причинение вреда здоровью истца, судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в редакции, действовавшей на момент наступления страхового случая - 11 декабря 2010 года.
Положениями пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N86-ФЗ), действовавшими до 1 января 2012 года, предусматривалось, что размер страховых сумм, выплачиваемых застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определяется исходя из установленной тяжести увечья, полученного застрахованным лицом, и месячного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.
Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в приведенные выше положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2012 года (статья 12 данного закона). При этом обратной силы положениям названного Федерального закона статьей 12 не придано.
Согласно этим изменениям страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере в зависимости от установленной тяжести увечья, полученного застрахованным лицом (редакция Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ).
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм следует, что положения статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, устанавливающие фиксированные страховые выплаты, распространяются на страховые случаи, наступившие с 1 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В связи с тем, что Панарин А.А. получил легкое увечье 11 декабря 2010 года (данная дата является и датой наступления страхового случая), то по страховому случаю, наступившему до 1 января 2012 года, для определения размера страховой суммы суд верно руководствовался положениями пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N 86-ФЗ, в силу которых размер страховой суммы исчисляется из окладов месячного денежного содержания застрахованного лица.
Руководствуясь положениями пунктов 1-2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, суд исчислил страховую выплату в размере пяти окладов месячного денежного содержания Панарина А.А. Исходя из приведенной редакции закона, суд указал, что при исчислении страховой суммы следует учитывать оклады, установленные на день выплаты страховой суммы. Поскольку обращение Панарина А.А. в страховую компанию за выплатой страхового возмещения имело место в 2018 году, суд исчислил страховую сумму с учетом окладов, размер которых был установлен для истца - сотрудника ОВД по состоянию на 18 мая 2018 года; страховая выплата составила 144300 рублей из расчета: (17420 рублей (должностной оклад) + 11440 рублей (оклад по специальному званию)) х 5 окладов.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции указал на то, что выводы суда в данной части основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям сторон, при этом исходит из следующего.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
На основании статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2012 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлены новые оклады денежного содержания.
Названное постановление содержит исчерпывающий перечень случаев, к которым применяется: в силу пунктов 3, 4 применяется в отношении сотрудников, проходящих по состоянию на 1 января 2012 года службу в органах внутренних дел, и прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации или Федеральной миграционной службе, с 1 января 2013 года, а также в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 данного постановления.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что Федеральный закон от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ не содержит указаний о применении при определении размеров страховых сумм (право на которые возникло до 1 января 2012 года) окладов по должности и званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому размер страховой суммы надлежит исчислять истцу, исходя из размера месячного содержания по соответствующей должности, действовавшего до момента повышения 1 января 2012 года, на дату наступления страхового случая - 11 декабря 2010 года.
Указание на применение при расчете страховых выплат, определяемых в соответствии с ФЗ от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 878 также не содержит, более того, вступает в силу с 1 января 2012 года.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что увеличение с 1 января 2012 г. окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел не связано с индексацией с учетом инфляции, а вызвано введением в действие с 1 января 2012 г. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым, как указано выше, с 1 января 2012 г. изменился как размер денежного довольствия, так и размер страховых выплат, который с учетом увеличения денежного довольствия стал фиксированным и не связанным с размером окладов сотрудников ОВД.
Расчет страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему в 2010 году, исходя из окладов месячного денежного содержания по состоянию на 2018 год, ставил бы Панарина А.А. в неравное положение с лицами, получившими легкое увечье в 2010 г, и сразу обратившимися за страховым возмещением, и лицами, получившими аналогичную травму в 2018 г. (на момент обращения истца за страховой выплатой).
При таких обстоятельствах размер страховой суммы исчислен, исходя из размера месячного содержания по соответствующей должности, действовавшего на момент наступления страхового случая.
В суд апелляционной инстанции представлена и принята в качестве допустимого доказательства справка N 35/6853 от 13 апреля 2019 г. о размере оклада месячного денежного содержания сотрудника УМВД России по г. Липецку Панарина А.А. по состоянию на 11 декабря 2010 г, который, согласно лицевой карточке с декабря 2010 г. составлял 4963 рубля (2948 рублей - оклад по должности и 2015 рублей - оклад по званию).
На основании положений пунктов 1-2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции, действующей на дату наступления страхового случая) страховая выплата составила 24815 рублей из расчета: 4963 рубля (оклад месячного денежного содержания) х 5 окладов.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не нашел оснований для индексации страховой суммы на основании постановления Правительства Российской Федерации 30 декабря 2014 г. N 1609 "Об индексации в 2015 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", поскольку оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г. (пункт 3).
Судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что взыскивая с ответчика ООО "СК Согаз-Жизнь" в пользу истца штраф, предусмотренный пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному лицу (выгодоприобретателю) штраф в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Однако при возникновении спора о праве на назначение страховых выплат (о размере страховых выплат) указанный штраф может взыскиваться со страховщика в пользу застрахованного лица (выгодоприобретателя) за просрочку выплаты страхового возмещения только с того момента, когда этот спор разрешен, выплаты назначены, но должником не производятся, то есть в данном случае с момента вступления в законную силу решения суда, которым за истцом признано право на страховое возмещение в порядке статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент наступления страхового случая) в связи с получением увечья. Именно с этого момента страховщик обязан производить названные выше выплаты.
Следовательно, в случае разрешения в судебном порядке спора о праве на страховые выплаты (о размере страховых выплат), возникшего из правоотношений по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников ОВД, штраф, предусмотренный пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, может быть взыскан со страховщика в пользу застрахованных лиц (выгодоприобретателей) только с момента неисполнения им вступившего в законную силу решения суда о назначении страхового возмещения.
Судом апелляционной инстанции в связи с изменением решения суда первой инстанции определен и размер понесенных издержек.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств.
Между тем, в соответствии с ч.3 ст.390 ГПК РФ кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 06 мая 2019 г. с учетом апелляционного определения от 1 июля 2019 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Панарина А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.