Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова В.В. к администрации Пушкинского городского округа Московской области об обязании предварительно согласовать предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов
по кассационной жалобе администрации Пушкинского городского округа Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 2 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Князькова М.А, судебная коллегия
установила:
Давыдов В.В. обратился в суд с иском к администрации Пушкинского городского округа Московской области об обязании предварительно согласовать предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов.
Исковые требования мотивированы тем, что истец посредством портала государственных и муниципальных услуг Московской области обратился в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлениями: от 18 декабря 2018 г..о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 604 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства; от 18 декабря 2018 г, о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 933 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства; от 20 декабря 2018 г..о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 880 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства; от 20 декабря 2018 г..о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 933 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства. К каждому заявлению истцом была приложена схема расположения земельного участка. Администрация Пушкинского муниципального района опубликовала информационное извещение о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность (аренду) в газете "Маяк" от 26 декабря 2018 г..N 99 и в сети интернет (на сайте торги.гов), на сайте администрации Пушкинского муниципального района, обратившихся с заявлениями не было.
Администрацией Пушкинского муниципального района приняты решения от 28 февраля 2019 г..об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена", в качестве основания которых указано на несоответствия представленной схемы расположения земельного участка пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г..N 762. Истец считает принятые ответчиком решения об отказе в предоставлении государственной услуги незаконными и необоснованными.
С учетом изложенного истец просит обязать администрацию Пушкинского городского округа Московской области, предварительно согласовать предоставление истцу в аренду, без проведения торгов, вышеуказанные земельные участки в соответствии со схемами расположения земельного участка.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 2 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Пушкинского городского округа Московской области ставит вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для отмены судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 18 декабря 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 604 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
По данному заявлению ответчиком принято решение от 28 февраля 2019 г. N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена". В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ответчик ссылается на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762.
18 декабря 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 933 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
По данному заявлению ответчиком принято решение от 28 февраля 2019 г. N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена". В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ответчик ссылается на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762.
20 декабря 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 880 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.
По данному заявлению ответчиком принято решение от 28 февраля 2019 г. N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена". В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ответчик ссылается на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762.
20 декабря 2018 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 933 кв.м по адресу: "адрес", для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка. Решение по итогам рассмотрения данного заявления ответчиком не предоставлено.
Факт обращения истца с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков на праве аренды без проведения торгов нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и ответчиком не оспаривались.
26 декабря 2018 г. ответчиком в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, размещено информационное извещение о предоставлении земельных участков в собственность (аренду) за плату, в числе которых имеются испрашиваемые истцом земельные участки.
Согласно тексту извещения, срок для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи (аренды) земельного участка установлен с 27 декабря 2018 г. по 18 января 2019 г, датой подведения итогов считается 29 января 2019 г. Также в извещении имеется ссылка на информационные ресурсы "данные изъяты" и "данные изъяты", обеспечивающие доступ к документации, относящейся к размещенным объектам.
Судом установлено, что во всех случаях в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду ответчик сослался на несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленных законодательством Российской Федерации, а именно: представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. N 762.
Удовлетворяя исковые требования Давыдова В.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдена, основания для отказа в предоставлении истцу государственной услуги являются неконкретными и не позволяют истцу разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленных схемах расположения земельного участка, в случае их наличия, в связи с чем не доказаны.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
По настоящему делу уполномоченным органом при принятии решения об отказе Давыдову В.В, в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без торгов не указано в чем заключается нарушение процедуры предоставления спорных земельных участков.
Судебная коллегия полагает, что с учетом норм материального права, изложенных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о соблюдении процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду.
Доказательств обратного ответчиком в ходе судебных заседаний по делу не представлено. Изложенные ответчиком в письменных ответах основания для отказа в предоставлении истцу государственной услуги являются неконкретными и не позволяют истцу разумным способом устранить имеющиеся недостатки в представленных схемах расположения земельного участка, в случае их наличия. В связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Исходя из вышеуказанного, выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, являются правильными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Произведенная оценка доказательств, была осуществлена судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иная оценка доказательств, на что направлены доводы кассационной жалобы, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не допускается, поскольку суд кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в жалобе доводам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных постановлений (часть 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 2 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пушкинского городского округа Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.