Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Козлова А.М, Петровой Н.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротковой М.Н. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Алекс" о признании действий незаконными, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Алекс" на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 20 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Козлова А.М, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Алекс" Борисовой Э.К, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Короткова М.Н. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Алекс" (далее - ООО "УО Алекс") о признании действий по начислению и выставлению квитанций за жилищно-коммунальные услуги по адресу: "адрес" "адрес", с 1 апреля 2020 года незаконными, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб, указав, что она является собственником указанного жилого помещения. Несмотря на то, что ООО "УО Алекс" не является управляющей организацией указанного жилого дома с апреля 2020 г, однако ответчик продолжал начислять истцу оплату за жилищно-коммунальные услуги.
Решением Энгельсского районного суд Саратовской области от 20 августа 2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Действия ООО "УО Алекс" по начислению и выставлению квитанций за жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению - квартире, расположенной по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", с 1 апреля 2020 г. признаны незаконными.
С ООО "УО Алекс" в пользу Коротковой М.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 января 2021 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УО Алекс" ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Короткова М.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес" "адрес" "адрес".
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 15 ноября 2019 г. договор управления многоквартирным домом, заключенный с ООО "УО Алекс", расторгнут, управляющей организацией для заключения договора управления многоквартирным домом утверждено ООО "Поволжье".
Решением Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 3 марта 2020 г. в лицензию по обслуживанию многоквартирных домов ООО "Поволжье" внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес".
Услуги по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, с 1 апреля 2020 г. оказывало ООО "Поволжье".
20 апреля 2020 г. между ООО "Поволжье" и МУП "Энгельс-Водоканал" заключено дополнительное соглашение к договору N о холодном водоснабжении и водоотведению для предоставления коммунальных услуг потребителю.
1 июля 2020 г. между ООО "Поволжье" и ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" заключен договор поставки газа N.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о неправомерном выставлении ответчиком истцу платежных документов о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, исходя из того, что собственники помещений многоквартирного дома выбрали в качестве управляющей организации ООО "Поволжье".
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходил из требований разумности и справедливости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 155 этого же кодекса предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2 вышеназванной статьи).
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 69 названных выше Правил платежный документ должен содержать в том числе:
- указание на оплачиваемый месяц;
- наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги;
- размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса;
- объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с этими правилами;
- сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Согласно абзацу 7 пункта 2 приведенных Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ответчик, возражая относительно заявленных истцом требований, указывал, что ООО "УО Алекс" являлось исполнителем коммунальных услуг, которому выставлялись счета на оплату поставленных ресурсов ресурсоснабжающими организациями, ссылаясь также на то, что ООО "Поволжье" заключила договоры с ресурсоснабжающими организациями в июне-июле 2020 года, а не с момента внесения сведений в лицензию по обслуживанию многоквартирных домов ООО "Поволжье".
Само по себе включение многоквартирного дома в реестр управляющей организации не может рассматриваться как безусловное доказательство того, что составление платежного документа и плата за жилищно-коммунальные услуги подлежит внесению в пользу этой организации, поскольку вопрос об оплате жилищно-коммунальных услуг связан непосредственно с возмещением реальных затрат организации как по услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, так и с возмещением расходов по оплате коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством РФ, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, выставление платежных документов и оплата жилищно-коммунальных услуг при смене управляющей организации производится по фактическому предоставлению таких услуг от ресурсоснабжающих организаций, то есть той управляющей организации, которая понесла реальные затраты на обеспечение жильцов многоквартирного дома коммунальными ресурсами, на организацию содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
С учетом приведенных правовых норм юридически значимым обстоятельством по данному делу являлось, какая управляющая организация, ООО "УО "Алекс" или ООО "Поволжье", несла реальные затраты на обеспечение жильцов многоквартирного дома в спорный период времени жилищно-коммунальными услугами и соответственно имела право выставлять платежные документы потребителям данных услуг.
Суды обеих инстанций оставили без выяснения данные обстоятельства, ограничившись ссылкой на смену управляющей организации, что нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности начисления и выставления платежных документов ООО "УО Алекс", сделаны в нарушение приведенных выше норм материального права.
С учетом положений статьи 6.1 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 января 2021 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона исходя из установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 января 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.