Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Вишневской В.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием вебконференц-связи с помощью ресурса "Скайп" 31 мая 2021 года гражданское дело по иску Гапеева Сергея Кузьмича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области" о признании права на медицинское обслуживание, понуждении к восстановлению на медицинском обслуживании
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области"
на решение Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года по гражданскому делу N2-2477/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 декабря 2020 года по гражданскому делу N 33-3577/2020, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, пояснения представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области" Паламарчук В.А, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Гапеев С.К. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области" (далее по тексту - ФКУЗ МСЧ МВД России по Брянской области") о признании права на медицинское обслуживание, понуждении к восстановлению на медицинском обслуживании, мотивируя свои требования тем, что в октябре 2019 года при обращении в поликлинику МСЧ МВД РФ по Брянской области узнал, что снят с медицинского обслуживания в данной организации в связи с тем, что не является получателем пенсии по линии МВД.
Считает, что он как сотрудник органа внутренних дел, уволенный с правом на пенсию и имеющий стаж более 20 лет (в том числе, в льготном исчислении), ставший инвалидом вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, несмотря на то, что получает пенсию по старости в органах Пенсионного Фонда РФ, имеет право на медицинское обслуживание в системе МВД РФ.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 декабря 2020 года, исковые требования Гапеева С.К. удовлетворены: за Гапеевым С.К. признано право на медицинское обслуживание в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области", на ответчика возложена обязанность восстановить Гапеева С.К. на медицинском обслуживании в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области".
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФКУЗ МСЧ МВД России по Брянской области" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что истец утратил с 1 января 2005 года право на медицинское обслуживание в системе МВД РФ, поскольку является получателем пенсии в ГУ-УПФР Советского района г. Брянска.
Выслушав участника процесса, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, подполковник милиции Гапеев С.К, уволен 17 августа 1998 года по статье 58 п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1. Выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 3 месяца 7 дней, в льготном исчислении - 20 лет 8 месяцев 2 дня.
Согласно материалам дела, Гапееву С.К. 1 декабря 2003 года установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание получено в период службы.
Пенсия за выслугу лет выплачивалась Гапееву С.К. с 18 августа 1998 года по 31 декабря 2004 года. С 1 января 2005 года выплата пенсии прекращена в связи с переходом на пенсионное обеспечение в ГУ-УПФР Советского района Брянской области.
Из материалов дела следует, что Гапеев С.К. был прикреплен на медицинское обслуживание к поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД РФ по Брянской области" в период прохождения службы в органах внутренних дел до 2019 года.
В силу пункта 7 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.11.2006 года N 895 (утратило силу в связи с изданием Приказа МВД России от 24.04.2019 года N 275), в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по направлению соответствующих пенсионных органов производится прикрепление на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям системы МВД России лиц, уволенных с правом на пенсию из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, федеральной фельдъегерской связи, а также из федеральных органов налоговой полиции. При осуществлении медицинского обслуживания в медицинских учреждениях системы МВД России отдельно учитываются следующие категории указанных лиц: п. 7.1. Сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенные со службы с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более, в том числе, и в льготном исчислении, а также граждане Российской Федерации, уволенные до введения в действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (до 13 января 1993 года включительно), из органов внутренних дел Российской Федерации и бывшего СССР по возрасту, болезни, сокращению штатов или по ограниченному состоянию здоровья в звании майора милиции, майора внутренней службы и выше со стажем службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе и в льготном исчислении).
В силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе, в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом частью 7 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение, в том числе, на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии, а также на лечение в санаторно-курортных организациях указанного федерального органа за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Гапеева С.К, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришли обоснованному выводу об отсутствии оснований для снятия с медицинского обслуживания в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области" Гапеева С.К, поскольку право истца на медицинское обслуживание как пенсионера возникло при увольнении с назначением пенсии в августе 1998 года. При этом, получив такое право, истец использовал его путем получения медицинской помощи в медицинском учреждении системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с момента выхода на пенсию.
Суды обоснованно исходили из того, что отсутствуют основания, предусмотренные законом, для снятия Гапеева С.К. с медицинского обслуживания в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Брянской области".
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права (Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД, утвержденного Приказом МВД РФ от 8 ноября 2006 года N 895 (утратило силу в связи с изданием Приказа МВД России от 24 апреля 2019 года N 275, Правил оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для восстановления Гапеева С.К. на медицинском обслуживании в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области", являлись предметом исследования судов, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Ссылку в кассационной жалобе на утрату истцом обстоятельств, послуживших основанием для постановки его на медицинское обслуживание в виде перехода на пенсию по линии ГУ-УПФР с пенсии МВД РФ, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку основанием медицинского обслуживания в ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области" являются: увольнение истца со службы с правом на пенсию и выслугу 20 лет и более, инвалидность вследствие повреждения здоровья, полученного вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, которые им не утрачены.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Советского районного суда г. Брянска от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 декабря 2020 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Брянской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.