Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Алехиной Г.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) о признании решения незаконным и признании права на назначение досрочной пенсии по старости, по кассационной жалобе Алехиной Г.Н.
на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Алехина Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ефремов Тульской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Ефремов Тульской области, пенсионный орган) о признании решения незаконным и признании права на получение досрочной пенсии по старости, Решением Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Алехиной Г.Н. отказано.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Алехина Г.Н. просит отменить решение Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 года в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07 апреля 2020 года Алехина Г.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в УПФР в г.Ефремов Тульской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением УПФР в г.Ефремов Тульской области от 06 июля 2020 года Алехиной Г.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения: в зоне с правом на отселение и зоне с льготным социально-экономическим статусом, для снижения возраста на требуемую величину 5 лет.
Установлено, что Алехина Г.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период обучения в Узловском техникуме железнодорожного транспорта была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес" 26 сентября 1985 года по 27 июня 1989 года.
С 16 ноября 1989 года по 22 декабря 1998 года и с 25 марта 1999 года по настоящее время Алехина Г.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, согласно которому к зоне проживания (работы) с правом на отселение относился населенный пункт "адрес", к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - "адрес".
Впоследствии Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582, исходя из которого "адрес" отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, "адрес" в данном Перечне не поименован.
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Согласно статье 13 данного Федерального Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7); граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8).
Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33).
Согласно статье 34 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Из материалов дела следует, что Алехина Г.Н. одновременно относится к двум категориям, определенным в статье 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1: гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Разрешая заявленные Алехиной Г.Н. требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что для граждан, относящимся одновременно к двум и более категориям в связи с проживанием (работой) в разных зонах радиоактивного загрязнения, положений, предусматривающих суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, не предусмотрено.
Приведенные судами первой и апелляционной инстанций ссылки на положения части 2 статьи 3 указанного Закона, согласно которым при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям; при этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору, ошибочно расценены судом, как содержащие запрет на суммирование льгот при определении пенсионных прав лиц, проживающих в разные периоды времени на разных территориях зон радиоактивного загрязнения.
Указанной нормой предусмотрен запрет на возмещение одинакового вреда и предоставление одинаковых мер социальной поддержки в случае наличия у гражданина права на их получение по разным основаниям.
Проживание в разные периоды время в разных зонах радиоактивного загрязнения к таким условиям не относится.
Напротив, право на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В связи с чем, выводы судов об отсутствии права истца на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет не основаны на приведенных выше нормах права, поскольку ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Алехина Г.Н. обратилась за досрочным назначением страховой пенсии по старости в возрасте N лет.
Исходя из приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяющего возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости по достижении соответствующего возраста) и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в 2020 году для женщин - 55 лет + 24 месяца, в связи с чем право на пенсионное обеспечение у истца может быть реализовано с учетом указанного Приложения.
Согласно представленной в материалах дела копии паспорта Алехина Г.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приложения 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на пенсионное обеспечение Алехиной Г.Н. должно было наступить в возрасте 57 лет.
Таким образом, учитывая возможность уменьшения общеустановленного пенсионного возраста Алехиной Г.Н. в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на пенсию у неё возникнет при достижении возраста 52 лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, принятые судебные акты, в соответствии с которыми Алехиной Г.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, являются правильными.
При этом из обжалуемых судебных актов следует исключить суждения судов о невозможности суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алехиной Г.Н. - без удовлетворения.
Исключить из решения Ефремовского районного суда Тульской области от 30 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 года суждения судов о невозможности суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.