Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Вишневской В.Д, с участием прокурора Пирожниковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании 7 июня 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Маркова Александра Николаевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области о признании отказа незаконным, признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья в размере пятилетнего денежного содержания
по кассационной жалобе Маркова Александра Николаевича
на решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 21 сентября 2020 года по гражданскому делу N 2-3431/2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 января 2021 года по гражданскому делу N 33-118/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Марков А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области (далее по тексту - УМВД России по Белгородской области) о признании отказа незаконным, признании права на получение единовременного пособия, взыскании единовременного пособия в случае увечья или иного повреждения здоровья в размере пятилетнего денежного содержания.
Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 21 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 января 2021 года, исковые требования Маркова А.Н. оставлены без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Марков А.Н. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая на необходимость применения при рассмотрении заявленных требований по аналогии Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", допущенные нарушения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду рассмотрения дела без привлечения прокурора для дачи заключения.
Выслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Как установлено судом, Марков А.Н. с 1993 года по 1996 год проходил службу в должности оперуполномоченного специального отдела быстрого реагирования Управления по организованной преступности при УВД Белгородской области.
Из материалов дела следует, что 26 августа 1995 года, находясь в командировке в Чеченской Республике, выполняя служебно-боевые задачи по сопровождению колонны, Марков А.Н. попал под обстрел незаконных вооруженных формирований, в результате чего получил черепно-мозговую травму.
Согласно материалам дела, с 1996 года по 2001 год Марков А.Н. проходил службу в УБОП при УВД по Белгородской области, с февраля 2001 года по декабрь 2004 года - в Управлении исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Белгородской области, с 7 декабря 2004 года по 15 апреля 2008 года - в Управлении Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области.
Заключением от 8 апреля 2008 года ВВК МСЧ УВД Белгородской области Маркову А.Н. установлен ряд диагнозов, квалифицированных как военная травма, а также ряд заболеваний, полученных в период военной службы, установлено ограничение годности к военной службе.
Согласно материалам дела, приказом начальника Управления Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области N 79-лс от 15 апреля 2008 года Марков А.Н. уволен со службы по подпункту 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, утвержденного Приказом Президента Российской Федерации N 613 от 5 июня 2003 года, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения об ограничении годности к службе.
В соответствии со справкой N 4918218 от 27 февраля 2010 года Маркову А.Н. установлена вторая группа инвалидности бессрочно вследствие военной травмы.
Решением комиссии УМВД России по Белгородской области по вопросам выплат от 2 марта 2017 года Маркову А.Н. отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации в размере оклада месячного денежного содержания за стаж работы с коэффициентом "0, 5" по второй группе инвалидности, поскольку имеющееся у него повреждение здоровья не исключало возможность дальнейшего прохождения службы.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 20 июня 2017 года за Марковым А.Н. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, исходя из размера оклада месячного денежного содержания сотрудника и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий с применением коэффициента "0, 5" с даты подачи заявления - 10 февраля 2017 года в сумме 20312 рублей 50 копеек с последующим перерасчетом размера компенсации при изменении размера оклада месячного денежного содержания, принимаемого для исчисления пенсий в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Решением комиссии УМВД России по Белгородской области по рассмотрению документов на выплату единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда имуществу от 7 апреля 2020 года Маркову А.Н. отказано в выплате единовременного пособия на основании части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в редакции, действовавшей до 24 февраля 2015 года) в размере, равном 60 кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.
Право на получение единовременного пособия, причиненного здоровью сотрудника милиции при исполнении служебных обязанностей, по состоянию на 2008 год было регламентировано Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-I "О милиции" (далее - Закон РФ "О милиции"), утратившим силу с 1 марта 2011 года.
При получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивалось единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть 3 статьи 29 Закона РФ "О милиции").
Частью 4 статьи 29 Закона РФ "О милиции" предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
С 1 марта 2011 года введен в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), в связи с чем, Закон РФ "О милиции" утратил силу с 1 марта 2011 года. Однако такое регулирование сохранено в части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" (в редакции, действовавшей до 24 февраля 2015 года), согласно которой при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере, равном 60 кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия.
19 июля 2011 года принят Федеральный закон N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 19 которого внесены изменения в часть 5 статьи 43 Закона РФ "О полиции". Исходя из новой редакции приведенной нормы при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Постановления распространяется, в том числе, на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 1 января 2012 года.
Согласно пункту 4 указанного Постановления с 1 января 2012 года оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим Постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего Постановления.
Таким образом, установленные данным Постановлением оклады денежного содержания распространяются на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 года (пункт 3 Постановления), а также в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего Постановления (пункт 4 Постановления).
Учитывая, что Марков А.Н. по состоянию на 1 января 2012 года службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, заявление истца о выплате единовременного пособия в возмещение вреда здоровью в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", не основано на требованиях закона.
Выплата единовременного пособия в возмещение вреда здоровью не была предусмотрена Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2013 года, согласно части 1 статьи 20 этого же закона установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе, единовременного пособия.
При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей (часть 4 стать 12 вышеупомянутого Федерального закона).
Как следует из положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 года N 218 утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил единовременное пособие выплачивается при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункты 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156).
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 305-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований Маркова А.Н, суды первой и апелляционной инстанций исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, обоснованно пришли к выводу об отсутствии у истца права на получение единовременного пособия в соответствии с нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих право сотрудника на получение единовременного пособия, в связи с получением во время прохождения службы увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, поскольку указанный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года, в то время, как истец уволен со службы 15 апреля 2008 года.
Отказывая в применении к спорным правоотношениям Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", суды верно исходили из того, что полученные Марковым А.Н. телесные повреждения не исключали для него возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, т.к. он не был уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья, уволен в 2008 году из органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
В судебных актах приведены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также дано толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-I "О милиции", Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 года N 552 "О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 613"), подлежащих применению к спорным отношениям.
Приведенные Марковым А.Н. в кассационной жалобе доводы о применении по аналогии к данным правоотношениям части 3 статьи 29 Закона РФ "О милиции", обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку порядок прохождения службы, как в органах внутренних дел, так и в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, урегулирован нормами специального законодательства.
Судебная коллегия кассационного суда находит допущенные судами первой и апелляционной инстанцией нарушения процессуального права части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательном участии прокурора при рассмотрении дела о возмещении вреда, причиненного здоровью, не влияющими на законность принятых судебных актов, поскольку в силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение норм процессуального права является основанием для отмены судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, с учетом участия прокурора в суде кассационной инстанции, давшего заключение об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маркова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись подпись
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.