Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу председателя товарищества собственников жилья "Содружество" Сергеева С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Дзержинского районного суда города Перми от 03 июня 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Содружество",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Дзержинского районного суда города Перми от 03 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 24 июля 2019 года, юридическое лицо - товарищество собственников жилья "Содружество" (далее - ТСЖ "Содружество", юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, председатель ТСЖ "Содружество" Сергеев С.Н. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, возвращении дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
В соответствии с частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми по пожарному надзору от 16.04.2018 N331 в отношении ТСЖ "Содружество", по месту фактического осуществления деятельности (жилой дом N15 по адресу: г. Пермь, ул. Кисловодская) проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проведения проверки выявлены обстоятельства неисполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки от 31.05.2018.
Выявлены нарушения следующих обязательных требований.
В нарушение пункта 13.14.15 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" допущена установка прибора приемно-контрольного и приборов управления в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство.
В нарушение статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подпункта "а" пункта 7.2 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" допускается перепланировка помещений межквартирных площадок путем установки перегородок, ограничивающих зону действия системы дымоудаления на 16 (двери сняты, перегородка не демонтирована), 15 (двери в коридор межквартирной площади квартир 70-71 заперты, перегородка не демонтирована), 14 (перегородка квартир 65-66 не демонтирована), 11 (перегородка квартир 50-51 не демонтирована), 10 (перегородка квартир 45-46 не демонтирована), 9 (перегородка квартир 43-44 не демонтирована), 5 (двери сняты с петель, перегородка квартир 20-21 не демонтирована), 2 (двери в коридор межквартирной площади квартир 5-6 заперты, перегородка не демонтирована) этажах.
В нарушение пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации допускается закрывание дверей в установленных перегородках на запоры, не обеспечивающие свободное их открывание изнутри без ключа, на 15, 14, 11, 10, 9, 2 этажах.
В связи с выявленными нарушениями обязательных требований пожарной безопасности 31 мая 2018 года по результатам проверки ТСЖ "Содружество" выдано предписание N331/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В предписании отмечены нарушения требований пожарной безопасности, подлежащие устранению в срок до 01.03.2019. Предписание для исполнения направлено в адрес юридического лица, адресатом получено.
На основании распоряжения заместителя начальника 1 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми по пожарному надзору от 25.02.2019 N229 в отношении МБУК "ТСЖ "Содружество проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 31.05.2018 N331/1/1. При проведении проверки принято решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям, поскольку вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности не соответствует предъявляемым требованиям, в связи с тем, что исходные данные, указанные при расчете пожарного риска не соответствуют фактическим - нарушены требования по монтажу и обслуживанию систем противопожарной защиты здания.
По результатам проверки установлены факты неисполнения предписания к указанному в предписании сроку, что зафиксировано в акте проверки от 01.04.2019 N229, а именно не исполнены пункты 1 и 2 предписания от 31.05.2018 N331/1/1:
- пункт 1 - не устранено нарушение требований пожарной безопасности в виде того, что допущена установка прибора приемно-контрольного и приборов управления в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, не обеспечена раздельная передача извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство;
- пункт 2 - не устранено нарушение требований пожарной безопасности в виде того, что допускается перепланировка помещений межквартирных площадок путем установки перегородок, ограничивающих зону действия системы дымоудаления на этажах: 16 этаж (двери сняты, перегородка не демонтирована), 15 этаж (двери сняты, перегородка не демонтирована), 14 этаж (перегородка не демонтирована), 11 этаж (перегородка не демонтирована), 10 этаж (перегородка не демонтирована), 9 этаж (перегородка не демонтирована), 5 этаж (двери сняты с петель, перегородка не демонтирована), 2 этаж (двери сняты с петель, перегородка не демонтирована).
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Дзержинского судебного района г. Перми от 12 июля 2018 года ТСЖ "Содружество" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с невыполнением в установленный срок предписания от 31.05.2018 N331/1/1, которое являлось повторным, в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства невыполнения ТСЖ "Содружество" в установленный срок (до 01.03.2019) законного предписания (пунктов 1 и 2 предписания) органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, совершенное повторно, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении N56 от 22.04.2019 (л.д.42-43), актом проверки N331 от 31.05.2018 (л.д.25-26), предписанием N331/1/1 от 31.05.2018 (л.д.27-28), почтовым уведомлением о получении предписания (л.д.29), распоряжением о проведении проверки от 25.02.2019 (л.д.30-31), решением о непринятии результатов расчета риска (л.д.33), актом проверки N229 от 01.04.2019 (л.д.34), фототаблицей (л.д.41), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
С учетом выявленных нарушений требований пожарной безопасности, должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в пределах его полномочий выдано предписание N331/1/1 от 31.05.2018об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ответственному за соблюдение требований пожарной безопасности юридическому лицу - ТСЖ "Содружество".
Сведений о признании незаконным и отмене предписания заявителем не представлено. Оснований для признания его незаконным либо неисполнимым по доводам жалобы не усматривается.
Вопреки доводам жалобы требования пункта 13.14.15 СП 5.13130.2009 применимы к спорным правоотношениям. Данный Свод правил носит нормативный характер и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений, в связи с чем является обязательным для применения не только при проектировании, но и при эксплуатации зданий, поскольку допускаемая эксплуатация здания с нарушениями норм пожарной безопасности может привести к риску для жизни и здоровья людей.
Суждения о работоспособности установленного устройства системы передачи извещений по каналам сотовой связи не свидетельствует о соблюдении нормативных требований пункта 13.14.15 СП 5.13130.2009 ни в части установления необходимого прибора в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, ни в части обеспечения раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений при установке таких приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство.
Отсутствие персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не может обеспечить дальнейшую передачу полученных сообщений о пожаре в пожарную охрану, а сообщений о неисправности оборудования систем противопожарной защиты - в обслуживающую эти системы организацию.
Отчет по оценке пожарного риска, на который ссылается юридическое лицо, его вины не исключает. Данный отчет не принят органом пожарного надзора, что подтверждается решением от 01.04.2019, имеющимся в материалах дела, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям. Мотивированные причины, по которым результаты расчета по оценке пожарного риска не приняты, изложены в тексте данного решения.
Вопреки доводам жалобы именно ТСЖ "Содружество" является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ("О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Осуществляя полномочия по содержанию общего имущества многоквартирного дома, ТСЖ "Содружество" является и лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на таком объекте защиты как многоквартирный дом. Соответственно, предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (в том числе в части соблюдения требований подпункта "а" пункта 7.2 СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности"), адресовано надлежащему субъекту, несмотря на утверждения подателя жалобы об установлении перегородок собственниками помещений. Установленные перегородки, препятствующие надлежащему удалению продуктов горения при пожаре, несмотря на выданное предписание, не демонтированы, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При таких обстоятельствах выданное предписание адресовано уполномоченному лицу, содержит указание на конкретные нарушения требований пожарной безопасности, а также четкие требования, предписанные для устранения, и срок, достаточный для их исполнения. Оснований, указывающих на несоответствие требований предписания, нормативным требованиям, либо на невозможность исполнения, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих об исполнении выданного предписания к установленному сроку, не усматривается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ТСЖ "Содружество" всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований предписания (оснований для признания которого незаконным или неисполнимым не усматривается) по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица судебными инстанциями правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, что с учетом повторности нарушения, указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении о времени и месте составления в присутствии законного представителя юридического лица, которому разъяснены его права, вручена копия протокола.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями, вопреки доводам жалобы, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего дела. Правильно применены нормы материального права, процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья краевого суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела судьей районного суда и пересмотре дела судьей краевого суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимал участие законный представитель и защитник, возможности обосновывать свою позицию, в том числе путем заявления ходатайств, возможности реализации иных процессуальных прав ТСЖ "Содружество" лишено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Дзержинского районного суда города Перми от 03 июня 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 24 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников жилья "Содружество" оставить без изменения, жалобу председателя товарищества собственников жилья "Содружество" Сергеева С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.