Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" - адвоката Онучина Александра Николаевича, действующего на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Перми от 18 ноября 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский музыкальный колледж",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Перми N5-375/2019 от 18 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда N7-7/2020 от 14 января 2020 года, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Пермский музыкальный колледж" (далее также ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" - адвокат Онучин А.Н, действующий на основании ордера, просит отменить судебные акты, считая их незаконными и прекратить производство по делу.Также, в жалобе содержится ходатайство защитника ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" - адвоката Онучина А.Н. о рассмотрении дела с использованием средств видеоконференцсвязи.
Исходя из положений статей 30.16, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах ходатайство удовлетворению не подлежит.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, о принесении жалобы на указанные выше судебные акты, возражения или отзыва в установленный срок не представила.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 года N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с частью 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, на основании составленного органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия законный владелец объекта культурного наследия, в том числе учреждение, которому данный объект культурного наследия предоставлен на праве оперативного управления, обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" владеет на праве оперативного управления зданием, расположенным по адресу: г. Пермь ул. Екатерининская, 71, являющимся объектом культурного наследия регионального значения "Училище Екатерино-Петровское с оградой"; оно поставлено на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением губернатора Пермской области от 05.12.2000 года N 713-р "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения".
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 08 августа 2013 года государственной инспекцией по контролю за объектами культурного наследия Пермского края ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" выдано предписание N40 об устранении выявленного нарушения, которым предписано в срок до 01 сентября 2014 года выполнить следующие работы: ремонт кровли, замену обрешетки, замену покрытия приямков, замену покрытия поясков, устройство организованного водостока, восстановить штукатурки ограды, покраску ограды; также предписано в срок до 01 августа 2016 года выполнить: замену оконных заполнений, реставрацию фасада на основании разработанной и согласованной научно-проектной документации. В предписании указано на необходимость проведения работ согласно Закону об объектах культурного наследия (л.д.12-13). Решением и.о. заместителя министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 11.08.2014 года, сроки исполнения предписания первоначально продлены до 01.12.2016 года (л.д. 14), решением министра культуры Пермского края от 30.11.2016 года срок исполнения предписания продлен до 28.08.2019 года (л.д. 16).
По результатам проведенной на основании приказа NСЭД-55-001006-274 от 02 сентября 2019 года "О проведении внеплановой документарной проверки" (л.д.5-9) и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" внеплановой проверки 27 сентября 2019 года Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края установлено, что ранее выданное предписание от 08 августа 2013 года N40 об устранении выявленного нарушения обязательных требований законодательства в области сохранения и использования памятников истории и культуры, в установленные с учетом продления сроки не исполнено.
По результатам проверки должностным лицом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края составлен акт проверки от 27 сентября 2019 года N37-з-2019, в котором зафиксировано, что предписание N40 об устранении выявленного нарушения от 08 августа 2103 года в части обязанности выполнения работ по реставрации фасада, устройству организованного водостока и ремонту ограды объекта культурного наследия в установленный срок не исполнено (л.д.40-44).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 21 октября 2019 года (л.д. 2-4), предписанием об устранении выявленного нарушения от 08 августа 2013 года и решениями о продлении сроков (л.д. 12-13, 14, 16), приказом "О проведении внеплановой документарной проверки в отношении ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" (л.д. 5-9), актом проверки от 27 сентября 2019 года 37-з-2019 (л.д. 40-44), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Факт неисполнения предписания к определенному сроку установлен в ходе рассмотрения дела. Действия ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судьи пришли к обоснованному выводу, что ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", выступая правообладателем объекта культурного наследия, обязано выполнять требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные Законом об объектах культурного наследия, в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, а также в целях защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, следовательно, на учреждение возложена обязанность по исполнению выданного предписания, направленного на сохранение объекта культурного наследия.
Изложенные в жалобе доводы, в том числе, о невозможности исполнения предписания в установленный государственной инспекцией по контролю за объектами культурного наследия Пермского края срок, были предметом рассмотрения судей, получили оценку в обжалуемых судебных актах применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и обоснованно отвергнуты.
Выданное предписание адресовано уполномоченному лицу, содержит четкие требования, предписанные для устранения, и срок, достаточный для их исполнения (фактически 6 лет - с 12.08.2013 года (дата получения учреждением предписания) и до 28.08.2019 года). Оснований, указывающих на несоответствие требований предписания, нормативным требованиям, либо на невозможность исполнения, не имеется.
Ссылки в жалобе на неоднократное направление учреждением заявок на выделение денежных средств для исполнения требований предписания заблаговременно и в установленные сроки, утверждения о том, что за весь указанный в предписании период денежные средства на указанные цели Пермским краем выделены не были, об этом не свидетельствуют. ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", с учетом установленных сроков, имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Невыполнение требований законодательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации может повлечь негативные последствия и привести к полной утрате объекта защиты.
Несогласие заявителя с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств и с толкованием судебными инстанциями норм права не ставят под сомнение наличие в действиях ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя юридического лица - директора "данные изъяты" в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел с соблюдением правил территориальной подсудности.
При назначении административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в минимальном размере санкции части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей краевого суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Доводы жалобы защитника о том, что судья районного суда незаконно отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного заседания, являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 14 ноября 2019 года на 16 часов 30 минут (л.д.169-172), в судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, при этом от директора ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" Жаровой А.С. в адрес судьи Ленинского районного суда города Перми 12 ноября 2019 года поступило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 14 ноября 2019 года в 16:30 часов, на другую дату, в связи с занятостью защитника в другом судебном заседании (л.д.174-177). Судья Ленинского районного суда города Перми, рассмотрев заявленное ходатайство в соответствии с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказал в его удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела, о чем указано в постановлении, в котором приведены мотивы принятого решения. Оснований для отложения рассмотрения дела, с учетом того обстоятельства что юридическое лицо не было лишено возможности реализовать право на защиту путем участия в рассмотрении дела об административном правонарушении как законного представителя юридического лица, так и иного защитника, судья районного суда не усмотрел.
При пересмотре дела по жалобе на постановление в судебном заседании интересы ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", извещенного о времени и месте судебных заседаний, представлял защитник Онучин А.Н, действующий на основании ордера, который обосновывал позицию юридического лица по делу.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Перми от 18 ноября 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 14 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж", оставить без изменения, жалобу защитника ГБПОУ "Пермский музыкальный колледж" - адвоката Онучина Александра Николаевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.