Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Маматкулова Аброра Закировича на вступившие в законную силу решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маматкулова Аброра Закировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя командира отдельной роты ДПС ГИБДД МО МВД России "Ханты-Мансийский" Большакова А.С. от 20 ноября 2019 года N18810386190250010650, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N12-1070/2019 от 09 декабря 2019 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры N7-70/2020 от 28 января 2020 года, Маматкулов Аброр Закирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Маматкулов А.З. просит отменить вышеназванные судебные акты, полагая их незаконными, приводя в жалобе доводы об отсутствии состава правонарушения в его действиях, в связи с чем, просит прекратить производство по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Как установлено при рассмотрении дела, 13 ноября 2019 года в 17 часов 29 минут на улице Строителей в районе дома 90 "А" в городе Ханты-Мансийске Маматкулов А.З. управлял транспортным средством "Киа JD CEED", государственный регистрационный знак "данные изъяты", в нарушение требований пункта 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации по национальному водительскому удостоверению гражданина Республики "данные изъяты" "данные изъяты", выданному 15.05.2019 года в Республике "данные изъяты", водительского удостоверения гражданина Российской Федерации Маматкулов А.З. не имел.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем командира отдельной роты ДПС ГИБДД МО МВД России "Ханты-Мансийский" "данные изъяты" постановления от 20 ноября 2019 года N18810386190250010650 о привлечении Маматкулова А.З. к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе защитника Маматкулова А.З. -Жабагеновой М.А. судебные инстанции не усмотрели оснований для отмены постановления должностного лица, указав на доказанность виновности Маматкулова А.З. в совершении правонарушения.
Оснований для сомнений в правильности вышеприведенных выводов не имеется. Фактические обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2019 года (л.д.2), протоколом об отстранении Маматкулова А.З. от управления транспортным средством от 13 ноября 2019 года (л.д.3), копией паспорта гражданина Российской Федерации на имя Маматкулова А.З, выданного 09.10.2019 года (л.д.5), копией национального водительского удостоверения Республики "данные изъяты" на имя Маматкулова А.З, выданного15.05.2019 года (л.д.6), копией свидетельства о регистрации транспортного средства Маматкулова А.З. (л.д.6, 8), сведениями ОГИБДД МОМВД России "Ханты-Мансийский", из которых следует, что согласно федеральной базы данных Госавтоинспекции "ФИС ГИББД-М" Маматкулову А.З. водительское удостоверение гражданина Российской Федерации не выдавалось (л.д.9), а также другими материалами дела, которым судебными инстанциями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Маматкулова А.З. о том, что он необоснованно привлечен к административной ответственности, со ссылками на то, что он управлял транспортным средством по национальному водительскому удостоверению гражданина Республики "данные изъяты" и использовал автомобиль исключительно в личных целях, что допускается в силу положений Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968) и Федерального закона N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", при этом гражданство Российской Федерации им получено только в октябре 2019 года, и до настоящего времени он не успел произвести обмен водительского удостоверения, несостоятельны. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и были обоснованно отклонены, поскольку они основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу пункта 1 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.), договаривающиеся стороны будут признавать: любое национальное водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из их национальных языков, либо, если оно не составлено на таком языке, сопровождаемое заверенным переводом; любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к данной Конвенции, и любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к данной Конвенции, действительными на своей территории для управления автомобилем, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выдано удостоверение, при условии, что указанное удостоверение является действительным и что оно выдано другой договаривающейся стороной или одним из её территориальных подразделений, либо объединением, уполномоченным на то этой договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений. Положения настоящего пункта не применяются к водительскому удостоверению ученика - водителя.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (пункт 4 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.
В силу пункта 38 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительского удостоверения, утвержденных Постановлением Правительства 24 октября 2014 года N1097, обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 9 Правил, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Исходя из положений приведенных выше норм, управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на её территории.
Маматкулов А.З. является гражданином Российской Федерации, проживает на территории Российской Федерации, с учетом чего положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении него неприменимы (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 27.12.2018 года N 38-АД18-8).
При этом из материалов дела следует, что замены водительского удостоверения в установленном законом порядке Маматкулов А.З. не осуществлял (что им не оспаривается), и после получения гражданства Российской Федерации продолжал управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в Республике "данные изъяты".
Отсутствие нормативного закрепления срока обмена иностранного национального водительского удостоверения на российское не свидетельствует о возможности определения данного срока гражданами по своему усмотрению, а напротив, указывает на наличие у лиц, получивших гражданство Российской Федерации, обязанности осуществить такую замену в разумные сроки, при этом, постоянно проживающий на территории Российской Федерации ее гражданин допускается до управления транспортными средствами на территории Российской Федерации только при наличии у него национального водительского удостоверения Российской Федерации.
Установив указанные обстоятельства, правильно применив положения закона, регулирующего правоотношения в указанной области, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Маматкулова А.З. состава административного правонарушения. Оснований для иной юридической оценки действий Маматкулова А.З, с точки зрения их квалификации, не имеется: его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с приведенным толкованием норм законодательства применительно к установленным обстоятельствам настоящего дела, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судей и не является основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом, им подписан, в протоколе указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Маматкулову А.З. разъяснены, копия протокола об административном правонарушении вручена в установленном законом порядке.
Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении с участием Маматкулова А.З. Порядок и срок привлечения Маматкулова А.З. к административной ответственности соблюдены. Постановление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. При назначении Маматкулову А.З. административного наказания должностным лицом требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены.
При рассмотрении жалоб защитника Маматкулова А.З. - Жабагеновой М.А. на постановление по делу об административном правонарушении, судьями районного и автономного округа дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, дана объективная и мотивированная оценка доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При пересмотре дела об административном правонарушении судьями Маматкулов А.З, при надлежащем его извещении, в судебных заседаниях не участвовал, его интересы представлял защитник Жабагенова М.А, которая обосновывала позицию своего доверителя и в возможности реализации процессуальных прав ограничена не была.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2019 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маматкулова Аброра Закировича оставить без изменения, жалобу Маматкулова Аброра Закировича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.