Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" на вступившие в законную силу постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 августа 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Тюмени (N5-105/2019) от 29 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда (N12-177/2019) от 28 октября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее также ООО "Фортуна", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах юридического лица, его законный представитель - директор ООО "Фортуна" Чавкин А.В, выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации (все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Фортуна" к административной ответственности) осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - Положение о лицензировании). В соответствии с частью 7 Положения о лицензировании осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом грубым нарушением является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо одного из требований, предусмотренных подпунктом "а" (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона) и подпунктами "б", "г", "е", "и" - "л" и "н" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно пп. "г" п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются, в том числе обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 года N 244-ФЗ) установлено, что букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок не могут быть расположены, помимо прочего, в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения. Согласно части 3 данной статьи букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты.
Как следует из материалов дела, 31.10.2018 года в адрес ИФНС России по г. Тюмени N 3 (далее - Инспекция) поступило обращение Акуловой С.В. (31.10.2018 вх. N 000743/ВЗГТ8), в котором указано на то, что обособленное подразделение ООО "Фортуна", расположенное по адресу: "данные изъяты", осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно: в нарушение пункта 2 части 2, части 3 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ пункт приема ставок букмекерской конторы ООО "Фортуна" располагается на земельном участке в здании, в котором расположены образовательные и медицинские учреждения.
Установлено, что ООО "Фортуна" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах N5 от 30.06.2009 года с указанием адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности: "данные изъяты" (л.д.90-99).
Вместе с тем, по адресу: "данные изъяты" совместно с пунктом приема ставок букмекерской конторы ООО "Фортуна" располагаются и осуществляют деятельность медицинское учреждение Лабораторная служба "Хеликс", деятельность в которой осуществляет ООО "Сибмединвест", имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности NЛО-72-01-002727 от 06.03.2018 года (л.д.69-71), а также образовательное учреждение Школа иностранных языков "Сигур", имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности N127 от 26.05.2016 года (л.д.58-59).
При таких обстоятельствах действия юридического лица, допустившего нарушение требований пункта 2 части 2, части 3 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ, что отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ.
Факт грубого нарушения ООО "Фортуна" условий, предусмотренных лицензией, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 26.11.2018 года (л.д.12-17), лицензией N5 от 30.06.2009 года, выданной ООО "Фортуна" на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (л.д.90-99), договором аренды ООО "Фортуна" нежилого помещения от 01.06.2018 года (л.д.2-11), выпиской из ЕГРЮЛ от 21.12.2018 года ООО "Фортуна" (л.д. 117-133); протоколом N3 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в пункте ставок букмекерской конторы ООО "Фортуна" от 09.11.2018 года (л.д.24-26), фототаблицей (л.д.28-37, 56-57), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.11.2018 года (л.д. 38-39); договором аренды нежилого помещения ООО "Сигур" от 15.08.2018 года (л.д.48-52), приложением N1 к договору аренды нежилого помещения от 15.08.2018 года (л.д.53-54), копией акта приема-передачи ООО "Сигур" нежилого помещения от 25.08.2018 года (л.д.55), лицензией N127 от 26 мая 2016 года на осуществление ООО "Сигур" образовательных услуг (л.д.58-59), протоколом N2 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в ООО "Сигур" (л.д.60-61), протоколом N1 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в медицинском центре "Лабораторная служба "Хеликс" от 09.11.2018 года (л.д.63-65), копией лицензии NЛО-72-01-002727 от 06.03.2018 года на осуществление медицинской деятельности ООО "Сибмединвест" (л.д.69-71), договором аренды ООО "Сибмединвест" нежилого помещения от 19.09.2017 года (л.д.72-78),
приложением к договору аренды нежилого помещения от 19.09.2017 года (л.д.79), копией акта приема-передачи ООО "Сибмединвест" нежилого помещения от 19.09.2017 года (л.д.80-81), фототаблицей (л.д.85-88), а также другими материалами дела, которым судьей районного суда и судьей областного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, все обстоятельства, подлежащие выяснению и имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Оснований ставить под сомнение установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, в том числе в части наличия события и состава административного правонарушения, вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, не имеется. Неустранимых сомнений в виновности ООО "Фортуна" по материалам дела не усматривается, положения статей 1.5, 1.6 КоАП РФ при рассмотрении дела соблюдены.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении при наличии для этого оснований соблюден. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
В связи с указанными выше обстоятельствами в соответствии с пунктом 3 части 1 и пунктом 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, должностным лицом ИФНС России по г. Тюмени в отношении ООО "Фортуна" было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 3 от 09.11.2018 года по части 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ и проведении административного расследования (л.д.38-39); по результатам административного расследования в отношении ООО "Фортуна" был составлен протокол N04-28/20МС-2018 от 26.11.2018 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ (л.д. 12-17).
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие законного представителя юридического лица, при надлежащем его уведомлении об этом, что не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ; в протоколе содержатся все необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес юридического лица в установленном порядке.
Доводы заявителя о том, что ООО "Фортуна" не было уведомлено ИФНС России по г. Тюмени о составлении протокола об административном правонарушении, со ссылками на то, что направление в адрес ООО "Фортуна" электронного письма надлежащим образом не подтверждено, что данный вид извещения не позволяет контролировать как получение информации, так и подтвердить факт направления извещения о составлении протокола, поскольку имеются расхождения в наименовании файлов в извещении о получении электронного документа и даты отправки в ответе оператора электронного документооборота ООО "Компания Тензор", указание в жалобе на то, что почтовое извещение в адрес ООО "Фортуна" от 12 ноября 2018 года о составлении протокола об административном правонарушении 26 ноября 2018 года было получено ООО "Фортуна" только 30 ноября 2018 года, несостоятельны. Аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены.
Так, из материалов дела об административном правонарушении следует, что 22 ноября 2018 года в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (л.д.40-42) в адрес ООО "Фортуна" было направлено и обществом получено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 ноября 2018 года N04-23/022577дсп вместе с извещением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, что также подтверждается ответом ООО "Компания Тензор", являющегося оператором электронного документооборота, от 16.04.2019 года N7033 (л.д.136). Наличие в указанном электронном письме именно определения о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с извещением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении подтверждается скриншотом из программы 1С (л.д.165). 28 ноября 2018 года в адрес ООО "Фортуна" была направлена и получена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи копия протокола об административном правонарушении (л.д. 19-21).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением. В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Таким образом, должностным лицом ИФНС России по г. Тюмени были предприняты надлежащие меры для извещения ООО "Фортуна" о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Доводы директора ООО "Фортуна" о том, должностными лицами ИФНС России по г. Тюмени была проведена проверка, по результатам которой Общество было привлечено к административной ответственности, с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 04 апреля 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", со ссылкой на то, что проверка ООО "Фортуна" проведена без согласования с органами прокуратуры", являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены.
Как обоснованно указано судьей районного суда, в отношении ООО "Фортуна" проверка соблюдения требований лицензионного законодательства при деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, налоговым органом не проводилась. Основанием для возбуждения производства по делу в отношении ООО "Фортуна" по части 4 статьи 14.1.1 КоАП РФ явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; при этом сведения, свидетельствующие о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, а именно сведения о расположении в одном здании совместно с букмекерской конторой образовательного и медицинского учреждения, являлись общедоступными (л.д. 38-39).
Указанные действия должностных лиц контролирующего органа не противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, согласно которому поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.
Анализ вышеуказанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, необходимости в проведении процедуры согласования с органами прокуратуры, а также составление акта проверки не требуется.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных в дело доказательств, оснований для чего не усматривается.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей районного суда с соблюдением процедуры, установленной главой 29 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями части 1 статьи 29.5 КоАП РФ (по месту совершения административного правонарушения и осуществления деятельности юридическим лицом). Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ; отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. При назначении административного наказания судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ выполнены, административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела об административном правонарушении интересы ООО "Фортуна", извещенного о времени и месте судебных заседаний, представлял защитник Сипакова А.О, действующая на основании доверенности, которая обосновывала позицию юридического лица по делу.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 29 августа 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 28 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.