Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Шушариной Ольги Леонидовны на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области N56 от 31 мая 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 12 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа Шушариной Ольги Леонидовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N56 заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее - МОНД и ПР N7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области) Кобылкина А.Н. от 31 мая 2019 года, глава Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Лыбаевская сельская администрация, администрация) Шушарина Ольга Леонидовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области N 12-67/2019 от 10 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда N21-375/2019 от 12 августа 2019 года, указанное постановление изменено в части назначенного Шушариной О.Л. наказания - размер штрафа снижен до 15 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шушарина О.Л. просит об отмене указанных решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в её действиях состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 77 указанных Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (пункт 17.1).
Согласно статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, городских округов, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с положениями пункта 80 Правил противопожарного режима, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что глава Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа Шушарина О.Л. в период особого противопожарного режима, введенного на территории Тюменской области с 26 апреля 2019 года постановлением Правительства Тюменской области от 26 апреля 2019 года N 121-п, допустила нарушения в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение пункта 17.1 и пункта 77 Правил противопожарного режима на территории д.Сунгурово имеются зарастания сухой травянистой растительности на землях муниципальной собственности в границах населённого пункта; в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима допускается использование естественного водоисточника с площадкой (пирсом) менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в нарушение статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пункта 8.6 СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности, отсутствует указатели по направлению движения к пожарным водоемам (водоисточникам) у мест их расположения; в нарушение положений статьи 6, статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пункта 4.1 СП 8.13130.2009 в с.Новолыбаево недостаточное количество наружного водоснабжения для нужд пожаротушения, в д. Сунгурово отсутствуют искусственные и естественные водоисточники; кроме того глава сельской администрации не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности выявлено в ходе проверки, проведенной 15 мая 2019 года Заводоуковской межрайонной прокуратурой совместно с МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области на территории Новолыбаевской сельской администрации (л.д.41-43).
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении должностного лица - главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа Шушариной О.Л. заместителем Заводоуковского межрайонного прокурора 28 мая 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.38-40).
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: решением о проведении проверки от 15 мая 2019 года (л.д. 41), сообщением начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 4-1-15 от 16 мая 2019 года в адрес прокуратуры (л.д.42-43), объяснениями Шушариной О.Л. (л.д. 44-45), положением о Лыбаевской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 16-21, 22), должностной инструкцией главы Лыбаевской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 23-24), представлением об устранении нарушений от 31 мая 2019 года (л.д. 52), а также иными доказательствами, которым при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что глава Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа не является субъектом вмененного административного правонарушения, со ссылками на то, что сельская администрация не является органом местного самоуправления сельского поселения или городского округа, а входит в структуру администрации городского округа как её территориальный орган, несостоятельны.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Положение), утвержденного распоряжением главы администрации Заводоуковского городского округа от 11 января 2006 года N 14, настоящее Положение определяет статус и полномочия Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории. Лыбаевская сельская администрация Заводоуковского городского округа является структурным подразделением администрации Заводоуковского городского округа, осуществляет на закрепленной территории исполнительные, распорядительные, управленческие функции в пределах полномочий, установленных настоящим Положением (пункт 1.2 Положения). Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что территория сельской администрации расположена в границах населенных пунктов: село Новолыбаево, деревня Карасье, деревня Комарова, деревня Нижнеингал, село Сунгурово, село Шиликуль. При этом согласно пункту 2.20 Положения, Лыбаевская сельская администрация Заводоуковского городского округа, выполняя полномочия по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории, помимо прочего, обеспечивает первичные меры пожарной безопасности (л.д.17-21).
Распоряжением администрации Заводоуковского городского округа от 14.03.2017 года N 28 рп Шушарина О.Л. с 15.03.2017 года назначена на должность главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа (л.д.6).
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции главы Лыбаевской сельской администрации, с которой Шушарина О.Л. 09.01.2019 года ознакомлена под роспись, глава сельской администрации руководит деятельностью сельской администрации, действует от имени сельской администрации в связи с осуществлением полномочий, предусмотренных Положением о сельской администрации, организует исполнение полномочий сельской администрации, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на сельскую администрацию полномочий (л.д.23-24).
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории (населенный пункт д. Сунгурово, с. Новолыбаево) возложено на Лыбаевскую сельскую администрацию, глава сельской администрации несет ответственность за их несоблюдение в границах подведомственной территории, как должностное лицо с учетом положений статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статьи 2.4 КоАП РФ.
В связи с изложенным также не является основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении решений и ссылка заявителя на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 февраля 2012 года, в соответствии с которым обязанность организовать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в том числе, на территории Лыбаевской сельской администрации, возложена на администрацию Заводоуковского городского округа.
Доводы жалобы Шушариной О.Л. о том, что она принимала меры по организации искусственных водоисточников в д.Сунгурово, что подъезд к водоисточнику в с.Новолыбаево оборудован, что установка указателей по направлению к пожарным водоемам осуществляется на основании Свода правил, которые являются документом добровольного применения, ссылки в жалобе на то, что глава сельской администрации прошел обучение по программе пожарно-технического минимума в соответствии с решением городского округа в июле 2019 года, не опровергают выводы должностного лица и судей о наличии в действиях главы Лыбаевской сельской администрации Шушариной О.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным должностным лицом является глава Лыбаевской сельской администрации Шушариной О.Л, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от неё меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности их выводов, равно как и о наличии оснований к отмене обжалуемых постановления и судебных актов.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 КоАП РФ, с участием Шушариной О.Л, которой были разъяснены её процессуальные права и которая дала свои объяснения. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Копия постановления Шушариной О.Л. вручена в установленном законом порядке.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 31 мая 2019 года уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области с участием главы Лыбаевской сельской администрации Шушариной О.Л. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 КоАП РФ, назначенное наказание является обоснованным, справедливым и отвечающим цели административного наказания.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов Шушарина О.Л. в судебных заседаниях участвовала, обосновывала позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы N7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области N56 от 31 мая 2019 года (с учетом внесенных в него изменений), решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 12 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа Шушариной Ольги Леонидовны, оставить без изменения, жалобу Шушариной Ольги Леонидовны - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.