Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Саночкина Алексея Павловича на вступившие в законную силу постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 10 декабря 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 10 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующего сектором охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саночкина Алексея Павловича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 10 декабря 2019 года (N5-196/2019), оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 10 февраля 2020 года (N71-7/2020), заведующий сектором охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саночкин А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Саночкин А.П. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заместитель прокурора Курганской области Ураимов К.А. представил возражения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11.06.2019 года по 24.06.2019 года Курганской межрайонной природоохранной прокуратурой Курганской области на основании решения о проведении проверки от 10.06.2019 года N64 проведена проверка соблюдения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) требований законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в отношении общественной организации "Далматовское районное общество охотников и рыболовов" (далее ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов") по обращению председателя организации "данные изъяты"
В ходе проверки установлено, что 30.04.2019 года врио директора Департамента "данные изъяты" издан приказ N 212 о проведении внеплановой документарной проверки ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов" в период с 15.05.2019 года по 21.05.2019 года. Уполномоченным на проведение проверки назначен, в числе прочих должностных лиц, заведующий сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использованию животного мира Департамента Саночкин А.П, который 08.05.2019 года направил председателю ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов" "данные изъяты" "данные изъяты" запрос о предоставлении документов до 15.05.2019 года. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки 21.05.2019 года заведующим сектором Саночкиным А.П. составлен акт проверки N16-16-34/004, в котором отражены выявленные нарушения, а также указано на то, что проверка проводилась по месту нахождения общественной организации в период с 15.05.2019 года по 21.05.2019 года с выездом на место Саночкина А.П. и других должностных лиц.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ), согласно части 1 статьи 14 которого проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Как установлено судебными инстанциями при рассмотрении дела заведующим сектором государственного охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления по охране и использованию животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саночкиным А.П. 15.05.2019 года в рамках внеплановой документарной проверки, в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), были фактически организованы и проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки деятельности юридического лица ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов по месту нахождения общественной организации: Курганская область, г. Далматово, ул. Молодежи, д. 1а.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 данного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
С учетом изложенного, действия Саночкина А.П, выразившиеся в грубом нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, а именно: в проведении внеплановой выездной проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ.
Указанный факт достоверно подтвержден собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Саночкина А.П. нарушений требований действующего законодательства, регламентирующих порядок проведения проверок в отношении юридических лиц, ссылки на то, что выездные мероприятия проводились в рамках административного расследования по возбужденному 15 мая 2019 года делу об административном правонарушении, являлись предметом проверки судей, и они обоснованно отклонены.
Проверяя данный довод Саночкина А.П. судьи установили, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.05.2019 года на момент проведения проверки деятельности ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов" законному представителю юридического лица вручено не было, запрос в рамках возбужденного дела об административном правонарушении на представление сведений председателю ОО "Далматовское районное общество охотников и рыболовов" направлен лишь 21.05.2019 года, и получен 22.05.2019 года, при этом изложенные в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, составленном в отношении председателя ОО "Далматовское РООиР" "данные изъяты" сведения об обстоятельствах совершения правонарушения, также обоснованы тем, что он воспрепятствовал деятельности должностного лица при проведении проверки. Представленный в дело акт внеплановой документарной проверки N16-6-34/004 от 21 мая 2019 года, составленный по результатам проверки, содержит сведения о том, что в ходе проведенных на месте мероприятий отобраны объяснения от работников, изъяты документы, в том числе указанные в акте проверки, в качестве доказательств допущенных нарушений при осуществлении деятельности общественной организацией, а также в акте проверки указано на то, что председатель ОО "Далматовское РООиР" "данные изъяты" воспрепятствовал деятельности должностного лица при проведении проверки - вырвал из рук Саночкина А.П. корешки к разрешениям на добычу пушных животных, изъятых в качестве доказательств нарушений (л.д. 25-29).
На основании представленных в дело доказательств судьи пришли к обоснованным выводам о том, что должностным лицом в ходе документарной проверки фактически проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки, без соответствующего разрешения, то есть с грубым нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ. Несогласие заявителя изложенными в оспариваемых решениях выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, а также с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения Саночкина А.П. к административной ответственности соблюдены.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, вынесено прокурором 21 августа 2019 года в соответствии с требованиями статьи 28.4 КоАП РФ. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Саночкин А.П, при его надлежащем извещении, участия не принимал, распорядившись своими правами по своему усмотрению. Доводы жалобы об обратном несостоятельны, они являлись предметом проверки судьи областного суда и были обоснованно отклонены.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления направлена Саночкину А.П. в установленном законом порядке.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Назначенное административное наказание в виде административного штрафа соответствует санкции части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья областного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей районного суда Саночкин А.П, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не участвовал.
Доводы жалобы Саночкина А.П. о неправомерности отклонения судьей районного суда его ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением заявителя на больничном, также являлись предметом проверки судьи областного суда, который сделал обоснованный вывод о том, что, располагая сведениями о надлежащем извещении Саночкина А.П. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, судья районного суда правомерно рассмотрел дело в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ. При этом судьей установлено, что данных о наличии медицинских показаний, препятствующих явке Саночкина А.П. в судебное заседание, назначенное на 10 декабря 2019 года, не представлено, листок нетрудоспособности, незаверенная копия которого направлена вместе с ходатайством об отложении судебного заседания, выдан фельдшером в связи с общим заболеванием и амбулаторным лечением, а не в связи с нахождением названного лица в медицинском учреждении на стационарном лечении, доказательств невозможности участия в судебном заседании Саночкиным А.П. представлено не было. Оснований для иных выводов по указанному вопросу не усматривается. Ходатайство Саночкина А.П. об отложении рассмотрения дела судьей районного суда было рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 24.4 КоАП РФ, в его удовлетворении отказано, о чем вынесено определение, внесенное в протокол судебного заседания (л.д. 146-148), доводы жалобы об обратном безосновательны.
При пересмотре дела судьей областного суда Саночкин А.П. принимал участие в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 10 декабря 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 10 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заведующего сектором охотничьего надзора по северной территориальной зоне отдела надзора в области животного мира управления контрольно-надзорной деятельности и использования животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Саночкина Алексея Павловича, оставить без изменения, жалобу Саночкина Алексея Павловича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции И.И. Трапезникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.