Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Кемпф Елены Рышардовны на вступившие в законную силу постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N02-05/54-19 от 10 сентября 2019 года, решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 18 декабря 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Кемпф Елены Рышардовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 02-05/54-19 начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 10 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Красновишерского районного суда Пермского края (N12-121/2019) от 18 декабря 2019 года и решением судьи Пермского краевого суда (N7-246/2020) от 13 февраля 2020 года, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Кемпф Елена Рашидовна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кемпф Е.Р. выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, вступившими в законную силу, просит их отменить и прекратить производство по делу на основании пунктов 2, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок отзыва не представило.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как следует из материалов дела, ООО "Шанс" зарегистрировано в качестве юридического лица 17 марта 2006 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N17 по Пермскому краю. Основной вид деятельности: Лесозаготовки.
Согласно договору аренды лесного участка от 13.05.2011 года N 600, ООО "Шанс" переданы для заготовки древесины лесные участки на территории Красновишерского лесничества ГКУ "Управление лесничествами Пермского края".
На основании Акта передачи лесных насаждений от 10.07.2017 года и на основании Договора аренды лесного участка от 13.05.2011 г. N 600, Проекта освоения лесов, Красновишерское лесничество передало, а ООО "Шанс" приняло лесные насаждения, расположенные на территории выделов 9, 10 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества, с целью осуществления лесовосстановительных мероприятий, путем рубки молодого древостоя для регулирования его густоты и улучшения условий роста деревьев главной породы (далее - "прочистка"). Из акта сдачи - приемки выполненных работ от 11.09.2017 года следует, что ООО "Шанс" реализовало "прочистку" на данной территории выделов 9, 10 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества в полном объеме.
Дистанционным мониторингом использования лесов 2017 года выявлено, что, одновременно с "прочисткой" в выделе 9, 10 квартала 79 Пудьвинского участкового Красновишерского лесничества между территорий данных участков, а именно в выделе 2 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества, была совершена незаконная рубка лесных насаждений. Установлено, что заготовка древесины на данном лесном участке не декларировалась, иных разрешительных документов на производство работ по рубке не оформлялось.
Натурным осмотром лесосеки, произведенным 01.10.2018 года, исполняющим обязанности лесничего Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества установлено, что в выделе 2 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества (Красновишерский муниципальный район Пермского края) совершена незаконная рубка деревьев на площади 7, 6 га. Для определения объема незаконно заготовленной древесины был произведен сплошной перечет пней срубленных деревьев; из содержания акта следует, что всего на незадекларированной площади в выделе 2 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества (Красновишерский муниципальный район Пермского края) незаконно вырублена древесина пород "ель", "сосна", "береза", общим объемом 421 м3, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 691 512 рублей.
При рассмотрении дела было установлено, что ООО "Шанс" с 06.09.2017 года по 05.09.2018 года проводило лесовосстановительные работы в выделах 9, 10 квартала 79 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества, а также заготовку древесины способом выборочных рубок в выделе 2 квартала 78 Пудьвинского участкового лесничества Красновишерского лесничества (Красновишерский муниципальный район Пермского края), который граничит по восточной стороне с кварталом 79, на территории которого была совершена незаконная заготовка древесины.
При рассмотрении дела установлено, что Кемпф Е.Р, являющаяся директором ООО "Шанс" и имеющая право действовать от имени юридического лица, является ответственным должностным лицом за допущенные нарушения и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ, несет административную ответственность. Действия Кемпф Е.Р. как должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Кемпф Е.Р. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, предоставленных в дело, а также содержащихся в представленном по запросу судьи районного суда административном материале, поступившим из Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, которым судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Аналогичные изложенным в настоящей жалобе доводы Кемпф Е.Р, содержание которых сводится к отрицанию причастности к незаконной рубке лесных насаждений, со ссылками на осуществление данных действий третьими лицами, являлись предметом тщательной проверки при пересмотре дела судебными инстанциями и были обоснованно отклонены. По существу данные доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для чего не имеется.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что директор общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Кемпф Е.Р. имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все необходимые меры по их соблюдению, в связи с чем была допущена незаконная рубка лесных насаждений на территории непосредственно прилегающей к территории, на которой ООО "Шанс" в соответствии с договором осуществляло лесовосстановительные и лесозаготовительные работы. Указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами. В рассматриваемом случае обязанность Кемпф Е.Р. как директора общества по осуществлению контроля за соблюдением обществом требований лесного законодательства при проведении лесовосстановительных работ и работ по заготовке леса следует из требований закона и принятых обществом на себя обязательств.
Ссылки Кемпф Е.Р. в жалобе на то обстоятельство, что по факту незаконной рубки лесных насаждений в выделе 2 квартале 79 Пудьвинского участкового лесничества в отделе МВД России по Красновишерскому району возбуждено уголовное дело N "данные изъяты" от 25 сентября 2018 года по признакам состава преступления, предусмотренного частью "данные изъяты" статьи "данные изъяты" УК РФ, о чем совместно с жалобой представлен ответ на адвокатский запрос, основанием для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не является. Само по себе наличие постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного в отношении неустановленного лица и при отсутствии итоговых результатов предварительного расследования, закрепленных в обвинительном заключении (акте, постановлений), свидетельствующих о наличии у государства уголовно-правовых претензии в отношении Кемпф Е.Р. как лица, обвиняемого в совершении конкретного преступления, объективная сторона которого по существу являлась бы идентичной рассматриваемому административному правонарушению, не имеется и суду не представлено. Положения пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в данном случае неприменимы, доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Таким образом, Кемпф Е.Р. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитника Кемпф Е.Р, действующего на основании доверенности, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении была вручена защитнику Кемпф Е.Р. в установленном порядке.
При рассмотрении дела должностным лицом Кемпф Е.Р, будучи надлежащим образом извещенной, личного участия в рассмотрении дела не приняла, распорядившись своими правами по собственному усмотрению, при этом, интересы Кемпф Е.Р. представлял защитник, действующий на основании доверенности. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Порядок и сроки давности привлечения Кемпф Е.Р. к административной ответственности соблюдены. При этом указанный вопрос являлся предметом рассмотрения судей, которые пришли к правильным выводам о том, что постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, в отношении Кемпф Е.Р. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Административное наказание Кемпф Е.Р. назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб Кемпф Е.Р. на постановление судьями районного суда и краевого суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. О рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда и краевого суда Кемпф Е.Р. была надлежащим образом извещена, однако личного участия в судебных заседаниях не приняла, ее интересы представлял защитник, действующий на основании ордера, который в реализации своих прав ограничен не был.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N02-05/54-19 от 10 сентября 2019 года, решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 18 декабря 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 13 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Шанс" Кемпф Елены Рышардовны, оставить без изменения, жалобу Кемпф Елены Рышардовны - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.