Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Артемовой Марии Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 Ильинского судебного района Пермского края от 01 ноября 2019 года, решение судьи Ильинского районного суда Пермского края от 12 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Артемовой Марии Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 Ильинского судебного района Пермского края N5-967/2019 от 01 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ильинского районного суда Пермского края N12-42/2019 от 12 декабря 2019 года, Артемова Мария Александровна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Артемова М.А. просит отменить судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 28 марта 2019 года в период с 10 часов 30 минут до 11 часов 30 минут заместителем главного государственного инспектора города Перми, Пермского района, ЗАТО Звездный, Краснокамского района, города Нытвы, Нытвенского района, города Добрянки, Добрянского района, Ильинского района по использованию и охране земель Управления Росреестра по Пермскому краю "данные изъяты" проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации в отношении Артемовой М.А. В результате проверки установлено, что Артемова М.А. использует земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", общей площадью 222 кв.м, путем размещения квартиры, конюшни, бани, не имея предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок, чем нарушены требования статей 25, 26 Земельного Кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю "данные изъяты" в адрес Артемовой М.А. выдано предписание N180/11/29-2019 от 28 марта 2019 года об устранении нарушений положений статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 августа 2019 года (л.д. 6). Предписание получено Артемовой М.А. 06 апреля 2019 года (л.д. 7).
17 сентября 2019 года на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю "данные изъяты" N12-2634-р от 15 августа 2019 года (л.д. 8) заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель, заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю "данные изъяты" в отношении Артемовой М.А. проведена внеплановая выездная проверка исполнения выданного предписания от 28 марта 2019 года N180/11/29-2019 об устранении нарушений земельного законодательства. По результатам проверки должностным лицом Управления Росреестра по Пермскому краю составлен акт проверки от 17 сентября 2019 года N790/11/29-2019, в котором зафиксировано, что предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства от 28 марта 2019 года N180/11/29-2019 Артемовой М.А. в установленный срок не исполнено (л.д. 8-9, л.д. 12-13).
На основании данных обстоятельств заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю "данные изъяты" 01 октября 2019 года в отношении Артемовой М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, который направлен на рассмотрение мировому судье соответствующего судебного участка 14 октября 2019 года.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для привлечения мировым судьей Артемовой М.А. к административной ответственности. Судья районного суда при пересмотре дела по жалобе Артемовой М.А. принятое мировым судьей решение оставил без изменения.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из положений частей 1, 3, 4, 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в его отсутствие только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о его составлении.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В соответствии с положениями части 1 и 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо повесткой с уведомлением о вручении, либо телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещение гражданину направляется по месту его жительства.
Из материалов дела следует, что 01 октября 2019 года заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Пермскому краю "данные изъяты" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ. Из содержания данного протокола следует, что он был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Материалами дела подтверждается, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении 01 октября 2019 года в 11 часов 00 минут было направлено в адрес проживания (регистрации) Артемовой М.А. посредством почтового сообщения с идентификатором "данные изъяты" 20 сентября 2019 года, которое, согласно отчету об отслеживании было получено Артемовой М.А. 08 октября 2019 года, то есть позднее дня, когда был составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 14-15). Из отчета об отслеживании также следует, что почтовое отправление прибыло в место вручения 11 часов 30 минут 21 сентября 2019 года, в этот же день в 13 часов 44 минуты была осуществлена попытка вручения, оказавшаяся неудачной. Таким образом, у должностного лица на момент составления протокола 01 октября 2019 года не имелось достоверных сведений о вручении извещения об этом Артемовой М.А. либо о возвращении почтовой корреспонденции в адрес отправителя в связи с уклонением от ее получения адресатом, что могло бы быть принято в качестве надлежащего извещения.
При этом из материалов дела усматривается, что иную направленную в ее адрес Управлением Росрееста корреспонденцию Артемова М.А. получала, оснований полагать, что она уклонялась от получения вышеуказанного почтового отправления не имеется. Данных об извещении Артемовой М.А. иным способами материалы дела не содержат.
Вышеизложенное не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении Артемовой М.А. протокола об административном правонарушении в её отсутствие.
Указанное нарушение процессуальных требований является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, однако в настоящее время возможность устранить допущенные нарушения утрачена.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N1 Ильинского судебного района Пермского края от 01 ноября 2019 года, решение судьи Ильинского районного суда Пермского края от 12 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Артемовой М.А. подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения Артемовой М.А. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Ильинского судебного района города Перми от 01 ноября 2019 года, решение судьи Ильинского районного суда города Перми от 12 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Артемовой Марии Александровны, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.