Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Чирковой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 августа 2019 г. по административному делу N 2а-2970/2019 по административному исковому заявлению Нгуен Тхи Шен об оспаривании решений Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области об аннулировании разрешения на временное проживание и об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
гражданка "данные изъяты" Нгуен Т.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее - ГУ МВД России по Свердловской области) о признании незаконными решений административного ответчика от 24 сентября 2018 г. об аннулировании разрешения на временное проживание и от 09 октября 2018 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
Указывала, что в периоды с 10.08.2017 по 04.02.2018 и с 05.03.2018 по
16.07.2018 находилась во "данные изъяты", где осуществляла предпринимательскую деятельность, по результатам которой у неё имелся доход, в размере не ниже прожиточного минимума, чтобы содержать себя, не прибегая к помощи государства, по приезду в Россию она разместила часть указанных денежных средств в размере 160 000 руб, на счете, открытом в ПАО Сбербанк России.
Решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 апреля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Свердловского областного суда от 07 августа 2019 г, административный иск удовлетворен, оспариваемые решения ГУ МВД России по Свердловской области признаны незаконными.
В кассационной жалобе, поданной административным ответчиком ГУ МВД России по Свердловской области в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Статьей 4 названного федерального закона определено, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание.
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
Форма и порядок подачи указанного в пункте 9 указанной статьи уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К уведомлению, подаваемому лично, временно проживающий иностранный гражданин прилагает документы об источниках дохода (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 21
"Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации").
В свою очередь среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила), пунктом 2 которых установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (пункт 4 указанных Правил).
Согласно пункту 5 Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Пунктом 6 Правил перечислены виды доходов (за исключением выплат единовременного характера), полученные в денежной и (или) натуральной форме, учитываемые при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина, к числу которых отнесены доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, а также проценты по банковским вкладам.
В силу подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.
Из материалов административного дела следует, что административный истец не представил в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание ни одного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.
К уведомлению от 25.07.2018, в качестве документа об источниках дохода административный истец приложил выписку по лицевому счету ПАО Сбербанк от 20.07.2018 о том, что 20 июля 2018 г. в банке открыт сберегательный счет, на котором в тот же день размещено 160 000 руб.
Сведений об источниках дохода в уведомлении о подтверждении своего проживания в Российской Федерации не указал.
Денежные средства внесены на счет 20.07.2018, в то время как разрешение на временное проживание выдано 15.05.2017, то есть по истечении очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание.
Из содержания выписки невозможно установить источник указанного дохода и период его образования, такие обстоятельства данный документ не подтверждает.
Принимая оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание ГУ МВД России по Свердловской области обоснованно исходило из того, что административный истец не представил документов, подтверждающих наличие доходов, которые подлежат учету при определении среднемесячного дохода иностранного гражданина в течение очередного года со дня получения разрешения на временное проживание, равно как документов, подтверждающих наличие достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и, не прибегая к помощи государства, в тот же юридически значимый период, а потому оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание принято с соблюдение требований подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
При этом следует отметить, что приобщенные к материалам административного дела документы, выданные налоговыми органами "данные изъяты", на которые в обоснование своей позиции сослались судебные инстанции, правового значения при рассмотрении настоящего дела не имели, поскольку таковые не были представлены в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации при подаче уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации.
При таком положении отсутствуют основания и для того, чтобы прийти к выводу о незаконности решения от 09 октября 2018 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
В силу приведенных обстоятельств, у судов не имелось правовых оснований для удовлетворения административного иска.
С учетом изложенного, Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции и полагает, что они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права и без учета фактических обстоятельств по делу, следовательно, подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 апреля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 августа 2019 г. отменить и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Нгуен Тхи Шен об оспаривании решений Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области об аннулировании разрешения на временное проживание и об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.