Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Перебаскиной Елены Геннадьевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 декабря 2020 года, принятые по административному делу N2а-2669/2020 по административному исковому заявлению Перебаскиной Елены Геннадьевны к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска, Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным приказа.
заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Перебаскина Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска и к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Ханты-Мансийска о признании незаконным приказа о снятии с учета для однократного бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В обоснование иска указала, что в 2017 году она составом семьи 3 человека была принята на учет для однократного бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Приказом Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска от 18 мая 2020 года N139/1 семья снята с данного учета, так как в материалах учетного дела отсутствует действительная справка об инвалидности ребенка, также в связи с наличием у нее в собственности жилого помещения общей площадью 40, 5 квадратных метра в г.Ханты-Мансийске. Принятое решение считает незаконным, так как она была поставлена на учет законно и оснований для ее исключения с учета у ответчиков не имелось.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Перебаскиной Е.Г. отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Перебаскина Е.Г. обратилась с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 12.02.2021, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты. В жалобе ссылается на ошибочность вывода судов о том, что право на бесплатное предоставление земельного участка у административного истца отсутствовало как на момент постановки на учет, так и на момент снятия с такого учета. Полагает, что её семья, как имеющая в своем составе инвалида, пользуется правом на первоочередное обеспечение земельными участками на основании положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не приняли, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска N 705/1 от 26 сентября 2017 года Перебаскина Е.Г. с составом семьи 3 человека, включая ребенка-инвалида "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, были поставлены на учет для бесплатного предоставления земельного участка в целях строительства индивидуального жилого дома по категории "Инвалиды".
Постановка на учет была произведена на основании заявления Перебаскиной Е.Г. от 01 сентября 2017 года, к которому, в том числе, была приложена копия свидетельства о государственной регистрации права "данные изъяты" от 28 декабря 2009 года о наличии в собственности Перебаскиной Е.Г. квартиры N "данные изъяты" дома N "данные изъяты" по улице "данные изъяты" в городе "данные изъяты" общей площадью 40, 5 кв.м.
Приказом Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска N 139/1 от 18 мая 2020 года Перебаскина Е.Г. составом семьи 3 человека была снята с учета граждан для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО - Югры от 03 марта 2000 года N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, а также истечением срока, на который была установлена инвалидность несовершеннолетнему "данные изъяты" Полагая решение о снятии с учета незаконным, Перебаскина Е.Г. обратилась в суд с административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия у семьи административного истца статуса лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью более учетной нормы, и невозможности в силу этого бесплатного предоставления земельного участка на основании Закона ХМАО-Югры от 06 июля 2005 года N 57-зо "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре".
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО - Югре" для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, имеют право граждане Российской Федерации, прожившие на территории автономного округа не менее пяти лет, не являющиеся собственниками земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или членами семьи собственника земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, относящиеся к одной из 12 льготных категорий, в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Согласно пункту 2 этой же нормы граждане, относящиеся к категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно имеют право приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Думы города Ханты-Мансийска от 04 марта 2005 года N 32 "Об учетной норме площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Подпунктом "д" пункта 21 статьи 6.2 Закона ХМАО - Югры N 26-оз от 03 мая 2000 года "О регулировании отдельных земельных отношений в ХМАО - Югре" установлено, что гражданин снимается с учета желающих приобрести земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе, в случае отсутствия правовых оснований для постановки на учет.
Установив обстоятельство наличия в собственности административного истца квартиры площадью 40, 5 кв.м, в силу чего обеспеченность жилой площадью семьи административного истца в составе трех человек превышает учетную норму, суды пришли к верному выводу о наличии у администрации г. Ханты-Мансийска оснований для снятия семьи административного истца с учета граждан для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуального жилого дома.
Доводы подателя жалобы о незаконности снятия с учета в силу того, что её семья, как имеющая в своем составе ребенка-инвалида, пользуется правом на первоочередное обеспечение земельными участками на основании положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежат отклонению.
Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в собственность бесплатно осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации (подпункты 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 7.4 Закона ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" условием однократного бесплатного предоставления земельного участка гражданам, перечисленным в пункте 1 названной нормы (включая инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов) является обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах доводы подателя жалобы о противоречии принятого решения Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основаны на неправильном понимании действующего законодательства.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено, в силу чего предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения в кассационном порядке обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Перебаскиной Елены Геннадьевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 07.04.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.