Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алдохина Юрия Владимировича на решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 сентября 2020 года, по административному делу N2а-1137/2020 по административному иску Алдохина Юрия Владимировича временно исполняющему обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России Ожереду Владимиру Александровичу, ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, филиалу "Туберкулезной больницы N 1" ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, филиалу "Медицинской части N 8" ФКУЗ МСЧ -74 ФСИН России о признании ответа незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алдохин Ю.В. обратился в суд с административным иском к ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, филиалу "Туберкулезной больницы N 1" ФКУЗ МСЧ -74 ФСИН России, филиалу медицинской санитарной части JM 8 ФКУ МСЧ 74 ФСИН России, врио начальника ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России Ожереду В.А. о признании ответа от 13.02.2020 года N 76/33/2-107 незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, путем приведения в надлежащий вид всей медицинской документации в период с 2014 года по настоящее время, и внесенной в нее информации о состоянии здоровья и установленных диагнозов, в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование административных исковых требований указал, что согласно медицинской документации, у него установлено основное заболевание "данные изъяты"" код диагноза по МКБ - "данные изъяты" "данные изъяты"", а также сопутствующее заболевание " "данные изъяты"". В ответе временно исполняющего обязанности начальника ФКУЗ МСЧ 74 ФСИН России Ожереда В.А. от 13.02.2020 года за N 76/33/2-107 содержится другая информация, а именно, о том, что осужденный Алдохин Ю.В, "данные изъяты" прибыл в ФКУ ИК -15 ГУ ФСИН России по Челябинской области 01 декабря 2014 года, при осмотре жалоб не предъявлял, выставлен диагноз "данные изъяты"". Травма получена в 2002г. ? спрыгнул с 4-го этажа в I КБ г. Южноуральска, лечился консервативно скелетным вытягиванием в течение месяца, затем произошло нагноение спиц вытяжения. Неоднократно оперировался по поводу "данные изъяты" в I КБ г. Южноуральска, последняя операция в 2012г. Считает указанную должностным лицом информацию заведомо ложной, составленной и оформленной в произвольной форме, без соблюдения требований " "данные изъяты"".
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Челябинского областного суда от 29 сентября 2020 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 09.03.2021, Алдохин Ю.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на их незаконность. Указывает, что судом не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, тогда как в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение может быть постановлено на достоверных доказательствах. Так суды не установили всех обстоятельств, касающихся его заболевания, не исследовали документы об инвалидности, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, и в целом суд не создал условий для реализации прав административного истца, гарантированных нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
оссийской Федерации"
Административный истец Алдохин Ю.В. в заседании суда кассационной участие не принял, представителей не направил, с заявлением о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи не обратился, в кассационной жалобе таких ходатайств так же не заявил.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России - Грачева М.В. и заинтересованных лиц ГУФСИН России по Челябинской области - Грачева М.В, ФКУ ИК N15 ГУФСИН России по Челябинской области - Троянова Е.А. с доводами кассационной жалобы не согласились, полагая судебные акты законными и обоснованными.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Алдохин Ю.В. обратился с заявлением в Челябинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о предоставлении информации об обоснованности отказа истцу от наблюдения и лечения врачом хирургом ФКУЗ МСЧ-74 в период нахождения в лечебном учреждении, начиная с 22 октября 2019 года (том 1 л.д. 72-73).
20 января 2020 года Челябинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях заявление Алдохина В.Ю. направлено временно исполняющему обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России (том 1 л.д. 71-73).
13 февраля 2020 года временно исполняющим обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России Ожеред В.А. на имя заявителя дан ответ за номером ог-76/33/2-107 о том, что осужденный Алдохин Ю.В, "данные изъяты", прибыл в ФКУ ИК -15 ГУ ФСИН России по Челябинской области 01 декабря 2014 года, при осмотре жалоб не предъявлял, выставлен диагноз "данные изъяты"". Травма получена в 2002г. - спрыгнул с 4-го этажа в 1 КБ г. Южноуралъска, лечился консервативно скелетным вытягиванием в течение месяца, затем произошло нагноение спиц вытяжения. Неоднократно оперировался по поводу "данные изъяты" в ПСБ г. Южноуральска, последняя операция в 2012 года. В период плановой операции Алдохина Ю.В. в ТБ-1 ФКУЗ МСЧ -74 ФСИН России с 22 октября 2019 года по 27 ноября 2019 года лечащим врачом заявителя являлся врач-хирург "данные изъяты". После госпитализации пациент выписан в удовлетворительном состоянии на амбулаторное наблюдение по месту отбывания наказания с диагнозом " "данные изъяты". Сопутствующий диагноз " "данные изъяты"". На 12 февраля 2020г. состояние заявителя удовлетворительное, назначенное лечение получает в полном объеме в условиях филиала МЧ -8 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, фактов неоказания медицинской помощи не выявлено (том 1 л.д. 76).
Ссылаясь на то, что содержащаяся в письме информация носит характер неполной или заведомо ложной информации о состоянии здоровья и установленном диагнозе, административный истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания ответа от 13.02.2020 года N 76/33/2-107 незаконным, и о соответствии ведущейся в отношении Алдохина Ю.В. медицинской документации требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, обсудив доводы жалобы, находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, совершенными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Суд удовлетворяет такое административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (часть 6 статьи 12). Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (части 1, 2 статьи 101).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Частями 1, 7 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам исследования медицинской карты на имя Алдохина Ю.В, выписного эпикриза, судами установлено, что за период отбывания наказания в ФКУ ИК-15 Алдохин Ю.В. неоднократно осматривался медицинскими работниками МСЧ-8 с назначением амбулаторного лечения, неоднократно проходил лечение в ТБ-1 ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, а именно в периоды: февраль-апрель 2015г, декабрь 2015, апрель 2016г, февраль 2017г, июль 2017г, апрель 2019г, июнь 2019г. В феврале 2018г.
Алдохину Ю.В. установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно с предоставлением индивидуальной программы реабилитации. По окончании последней госпитализации в ТБ -1 в период с 22 октября 2019 г. по 27 ноября 2019г. был выписан с диагнозом: " "данные изъяты" Сопутствующий диагноз: "данные изъяты"
Так же судами установлено, что при первичном врачебном осмотре в ИК-15, Алдохин Ю.В. сообщил о "данные изъяты" в 2002 году "данные изъяты" с 1991 года. По результатам осмотра, с учетом сообщенных пациентом сведений, был выставлен диагноз: "данные изъяты". Алдохину Ю.В. было назначено соответствующее лечение (том 2 л.д. 6).
Положениями статей 5, 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлена обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица рассмотреть письменное обращение граждан, должностных и иных лиц в течение 30 дней и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Установив, что оспариваемый ответ исполняющего обязанности начальника ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России Ожереда В.А. от 13.02.2020 года N 76/33/2-107 являлся мотивированным, соответствовал информации, содержащейся в медицинской карте на имя Алдохина Ю.В, предоставлен в установленный законом срок, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований о признании данного ответа незаконным.
Так же установив, что медицинская карта на имя Алдохина Ю.В. соответствует форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014г. N 834 N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях" (приложение N 1), и содержит записи врачей специалистов с указанием даты осмотров, жалоб пациента, анамнеза заболевания, объективных данных, установленных диагнозов, назначенного лечения, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для вывода о том, что медицинская документация ведется с нарушением требований закона.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не установлены все обстоятельства, касающиеся его заболевания, и о том, что суд не исследовал документы об инвалидности, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, и в целом суд не создал условий для реализации прав административного истца, гарантированных нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат отклонению.
Суды, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", подробно исследовали представленную в материалы дела медицинскую документацию на имя Алдохина Ю.В, включая медицинскую карту и выписные эпикризы, и обоснованно установили отсутствие в ответе должностного лица ФКУЗ МСЧ 74 ФСИН России недостоверной информации. Оснований для исследования медицинской документации в целях установления иных обстоятельств, касающихся заболевания административного истца, у судов не имелось, поскольку данные обстоятельства не входили в предмет доказывания по делу.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 29 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алдохина Юрия Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 27.04.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.