Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Печенкиной Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кораблевой Лидии Тимофеевны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 05 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 февраля 2021 года, вынесенные по административному делу N2а-2804/2020 по административному иску Кораблевой Лилии Тимофеевны к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кораблева Лидия Тимофеевна (далее - Кораблева Л.Т.) обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - КУИиЗО Сосновского муниципального района) о признании незаконным отказа от 21.07.2020 в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в порядке перераспределения, расположенного по адресу: "данные изъяты"; возложении на КУИиЗО Сосновского района обязанности повторно рассмотреть ее заявление от 06.07.2020 N 2135 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в порядке перераспределения, расположенного по адресу: "данные изъяты"
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2095 кв.м, расположенного по указанному адресу. 06.07.2020 она обратилась в КУИиЗО Сосновского района с заявлением об утверждении схемы расположения названного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в порядке перераспределения площадью 2289 кв.м, получила оспариваемый отказ со ссылкой на подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения N 749 от 30.06.2020, предельный максимальный размер земельного участка для спорной территориальной зоны В1 составляет 2000 кв.м, в то время как площадь образуемого земельного участка по схеме составляет 2289 кв.м. Считает данный отказ незаконным, поскольку земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. При этом в данном случае размер образуемого земельного участка составлял 194 кв.м, что соответствует Правилам землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 05 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 февраля 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Кораблевой Л.Т. о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 01 марта 2021 года административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов ссылаясь на их незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы ссылается на схему расположения земельного участка, согласно которой размер образуемого земельного участка составляет 194 кв.м, что соответствует правилам землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения.
Участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились, представителей не направили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч. 3 ст. 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что Кораблева Л.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2095?16 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство.
06.07.2020 Кораблева Л.Т. обратилась в КУИиЗО Сосновского муниципального района с заявлением вх. N 2135, в котором просила в соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса РФ утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории "данные изъяты", приложив выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", его кадастровый паспорт и кадастровую выписку, а также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 21.07.2020 N 1592 КУИиЗО Сосновского муниципального района отказал Кораблевой Л.Т. в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в порядке перераспределения со ссылкой на под. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, поскольку площадь образуемого Кораблевой Л.Т. земельного участка составляет 2289 кв.м, что превышает предельный максимальный размер земельного участка, определенный Правилами землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения, утвержденными решением совета депутатов Краснопольского сельского поселения N 749 от 30.06.2020, для территориальной зоны, в которой находится спорный участок.
Не согласившись данным отказом, Кораблева Л.Т. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, установив, что вновь образуемый в результате перераспределения земельный участок превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный для территориальной зоны 03 В1, увеличение максимального размера земельного участка свыше 0, 20 га для данной зоны Правилами землепользования и застройки не предусмотрено, пришел к выводу, что схема расположения земельного участка не соответствовала требованиям статьи 11.9 Земельного кодека РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. п. 2, 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В частности, согласно под. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с под. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса
В силу под. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Под кодом 2.1 указанного классификатора приведен вид разрешенного использования с наименованием "Для индивидуального жилищного строительства", согласно описанию которого данный вид разрешенного использования предусматривает размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Пунктом 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под градостроительным регламентом понимаются, в том числе, устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения, утвержденных решением собрания депутатов Сосновского муниципального района N 749 от 30 июня 2020 года, установлен максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства (территориальная зона В1) на территории муниципального образования Краснопольское сельское поселение - 0, 20 га (2000 кв. м). При этом максимальный размер земельного участка может быть увеличен до 0, 30 га для территориальных зон 03 В1 (контуры 33, 34, 35), 04 В1 (контуры 05, 06, 07, 08, 09, 13).
Как установлено судами и не оспаривается сторонами земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" и земельный участок, включенный в схему расположения на кадастровом плане территории, относятся к территориальной зоне 03 В1 (09) (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Из приведенных положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков и правил землепользования и застройки следует, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствует коду 2.1 названного выше классификатора видов разрешенного использования земельных участков, под которым приведен вид разрешенного использования с наименованием "Для индивидуального жилищного строительства", что в силу правил землепользования и застройки земельные участки с таким видом разрешенного использования должны отвечать определенным предельным размерам, которые составляют - 0, 20 га (2000 кв. м).
В противоречие указанным требованиям Кораблева Л.Т. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка площадью 2289 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, которое в свою очередь не соответствует установленному в данном публичном правовом образовании предельному (максимальному) размеру земельных участков для названного вида разрешенного использования.
В этой связи отказ КУИиЗО Сосновского муниципального района в утверждении схемы расположения спорного земельного участка является правомерным.
Доводы заявителя о том, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 194 кв.м, не имеет значения для перераспределения, поскольку предельные размеры увеличения земельного участка в результате перераспределения определяются нормой под. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций. По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств, правом осуществления которой суд кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обладает.
С учетом изложенного судебная коллегия усматривает отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 05 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 08 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кораблевой Лидии Тимофеевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 27.04.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.