Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 декабря 2020 года по административному делу N 2а-4049/2020 по административному исковому заявлению Морозова Андрея Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Морозов А.М. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным решения от 30 марта 2020 года N КУВД-001/2019- 16504746/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: нежилое здание, площадью 56, 8 кв.м, расположенное на земельных участках с кадастровыми номерами "данные изъяты", по адресу: Пермский край, Добрянский муниципальный район, Краснослудское сельское поселение, ООО "Совхоз "Всходы", урочище "Королево", возложении обязанности, указав, что отказ считает незаконным, поскольку принадлежащие ему земельные участки, на которых им осуществлено строительство объекта недвижимости, относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения садоводства.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 08 сентября 2020 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда при пересмотре дела 21 декабря 2020 года отменила решение суда первой инстанции с вынесением нового решения, которым признала незаконным решение Управления Росреестра по Пермскому краю от 30 марта 2020 года N КУВД-001/2019-16504746/2 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на нежилое здание и возложила на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова Андрея Михайловича от 19 декабря 2019 г.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Пермскому краю обратилось в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 16.03.2021, в которой просит отменить судебные акты. Автор жалобы, ссылаясь на положения Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, а так же положения Федеральных законов "О личном подсобном хозяйстве" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает, что земельный участок, на котором возведено спорное строение, образован из земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты и не предусмотрена возможность возведения объектов капитального строительства. Изменение органом местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка без соблюдения предшествующей процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую, по мнению подателя жалобы, не может повлечь за собой несоблюдение требований законодательства при осуществлении учетно-регистрационных действий.
Участвующие в деле лица в заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Судами установлено, что Морозову А.М. на праве собственности с 24.01.2014 и с 07.02.2014 принадлежат земельные участки площадью 1181кв.м и 213 кв.м, кадастровые номера "данные изъяты", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес объектов: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п, ООО "Совхоз Всходы", урочище Королево.
На указанных земельных участках Морозовым А.М. возведено нежилое здание площадью 56, 8 кв.м.
19.12.2019 через ГБУ ПК "Пермский краевой МФЦ ПГМУ" филиал Центральный-2 им подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество с приложением технического плана здания, сооружения, помещения, выполненного кадастровым инженером "данные изъяты"
Согласно уведомлению от 30.12.2019 N КУВД-001/2019-16504746/1 Краснокамского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено до 30.03.2020.
Согласно уведомлению от 30.03.2020 N КУВД-001/2019-16504746/2 Краснокамского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю Морозову А.М. отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание, расположенное по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское с/п, ООО "Совхоз Всходы", урочище Королево.
Основанием отказа явилось установление образования земельных участков из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, поэтому до перевода земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли населенных пунктов" и изменения вида разрешенного использования в соответствие с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельных участках, отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащие административному истцу земельные участки образованы из земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, в иную категорию не переведены, расположены за границами населенного пункта, в связи с чем возведение на указанных землях объектов недвижимости не допускается.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда сослалась на приоритет Генерального плана Краснослудского сельского поселения Добрянского муниципального района, в соответствии с которым установлен вид разрешенного использования спорных земельных участков и отсутствие достаточных оснований считать, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" из которого образованы спорные участки, входил в зону сельскохозяйственных угодий.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пунктов 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
Тем самым юридически значимыми в рамках настоящего спора являются обстоятельства того, входят ли спорные участки в состав населенного пункта, границы которого установлены действующим Генеральным планом поселения, к какой территориальной зоне относятся данные участки и каковы условия их использования, установленные градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, сославшись на приоритет Генерального плана поселения, указанных обстоятельств не установил, выводы суда первой инстанции о том, что земельные участки находятся за границами населенного пункта, в силу чего градостроительный регламент на них не распространяется и не допускается строительство садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, не опроверг.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции не основаны на имеющихся в деле доказательствах.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, установить существенные для правильного рассмотрения дела и входящие в предмет доказывания обстоятельства и дать им надлежащую юридическую оценку.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 21 декабря 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 05.05.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.