Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-574/2020 по иску Антоновой Веры Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения незаконным и назначении пенсии, по кассационной жалобе Антоновой Веры Николаевны на решение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антонова В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту -УПФР в г. Югорске) о признании незаконным решения ответчика N 262327/20 от 30 июля 2020 года, возложении обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 15 июня 2020 года.
В обоснование исковых требований Антонова В.Н. указала, что 15 июля 2020 года она обратилась в УПФР в г. Югорске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в удовлетворении которого решением ответчика N 262327/20 от 30 июля 2020 года ей было отказано. С решением ответчика не согласна, поскольку совокупный стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет более 20 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года, исковые требования Антоновой В.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Антонова В.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, о причинах неявки судебную коллегию не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 настоящего Закона возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Таким образом, данной правовой нормой специально установлено требование о наличии определенного календарного стажа работы в районах Крайнего Севера (не менее 12 календарных лет) либо в приравненных к ним местностях (не менее 17 календарных лет).
Судами установлено и следует из материалов дела, что 15 июля 2020 года Антонова В.Н, "данные изъяты" года рождения, обратилась в УПФР в г. Югорске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Югорске N 262327/20 от 30 июля 2020 года Антоновой В.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимого для назначения страховой пенсии по старости стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, или стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком установлено, что на дату обращения истец имеет страховой стаж 23 года 10 месяцев 04 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 11 лет 01 месяц 14 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 09 лет 05 месяцев 13 дней.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, пришел к выводу о том, что на дату обращения в пенсионный орган у Антоновой В.Н. право на досрочную пенсию не возникло; при назначении пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 названного Закона, правило о приведении стажа работы в местностях, приравненных к районной к районам Крайнего Севера, к стажу работу в районах Крайнего Севера, не применяется; суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, а также иными нормативными актами, регулирующими пенсионные правоотношения, не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
У судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в жалобе Антоновой В.Н. доводы о необходимости применения для определения права на пенсию положений пункта 5 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основаны на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 5 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, возможность переведения смешанного стажа в стаж работы в районах Крайнего Севера, когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера, предусмотрена для назначении пенсии по иному основанию, а именно в связи с достижением женщиной возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии стажа работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и страхового стажа не менее 20 лет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 ноября 2019 года N 3174-О, пункт 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяющий условия назначения досрочной страховой пенсии по старости для женщин, родивших двух и более детей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, в том числе закрепляющий продолжительность стажа работы в указанных районах, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан. Такое правовое регулирование, закрепленное действующим законодательством при назначении пенсий по данному основанию, в равной мере распространяется на всех женщин, работавших в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях, и направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав.
В силу принципа правовой определенности суды обязаны руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда, в связи с чем доводы кассационной жалобы о необоснованном указании судом апелляционной инстанции определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 3174-О, судебной коллегией отклоняются.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антоновой Веры Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.