Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Васильевой Т. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-85/2021 по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 15 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Г.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО10 Г. А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности 6 нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес"), в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
В обоснование требований указано, что приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N611 от 7 ноября 2016 года утвержденная кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года: с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей необоснованно завышена и не соответствует действительной рыночной стоимости недвижимого имущества, определенной составленным "данные изъяты" отчетом об оценке рыночной стоимости N от 25 ноября 2020 года согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений на дату государственной кадастровой оценки составляла: с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубль, с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N - "данные изъяты" рубля.
С целью определения достоверности величины рыночной стоимости объектов недвижимости судом назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту "данные изъяты".
На основании выводов судебной оценочной экспертизы административным истцом уточнены административные исковые требования.
Решением Тамбовского областного суда от 15 апреля 2021 года установлена кадастровая стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года, в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы: для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 925 373, 56 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 941 625, 65 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 827 861, 15 рубль, для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 3 009 342, 65 рубля, для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 672 470, 36 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 2 013 067, 30 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом Тамбовской области по доверенности ФИО11 А. Н. просит отменить решение суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что при вынесении решения судом неверно определены имеющие значение для дела обстоятельства, дана неверная оценка представленным доказательствам. Представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости объектов исследования вызывает сомнения в его обоснованности и достоверности по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью. Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений определена в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основании Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12 мая 2017 года N226, соответствует законодательству, фактически установленным по делу обстоятельствам, является достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно в надлежащей форме.
Представителями административных ответчиков Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области Комитета по управлению имуществом Тамбовской области представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении дела не заявили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Из материалов дела следует, что административному истцу ФИО10 Г. А. принадлежат на праве собственности расположенные по адресу: "адрес", нежилые помещения: пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N); пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N); пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N); пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N); пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N); пом. "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 года N).
Статьей 1 закона Тамбовской области от 25 ноября 2016 года N17-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Тамбовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N611 от 7 ноября 2016 года по состоянию на 1 января 2016 года утверждена кадастровая стоимость нежилых помещений: с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N); с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N); с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N); с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N); с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N); с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей (подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 декабря 2020 года N).
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяет, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда или комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, ФИО10 Г. А. вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают её права и обязанности. При этом предварительное обращение в комиссию не требуется.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости "данные изъяты" N от 25 ноября 2020 года, согласно которому по состоянию на 1 января 2016 года установлена рыночная стоимость нежилых помещений: с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубль, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля.
В связи с наличием сомнений в обоснованности представленного отчета об оценке судом первой инстанции по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Заключением эксперта "данные изъяты" N от 29 марта 2021 года установлено, что отчет об оценке "данные изъяты" N от 25 ноября 2020 года не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Экспертом определена рыночная стоимость нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года: с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубль, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рубля, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N в размере "данные изъяты" рублей.
Устанавливая кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости объектов недвижимости на основании экспертного заключения суд первой инстанции исходил из того, что названное экспертное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, признал его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенный в решении суда анализ заключения эксперта, как доказательства по делу, соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Проводивший судебную экспертизу эксперт Федотов А. В. имеет специальное высшее образование, прошел профессиональную переподготовку, имеет квалификационные аттестаты на право занятия оценочной деятельностью, является членом саморегулируемой организации оценщиков "Региональная организация оценщиков, имеет стаж оценочно-экспертной работы с 2011 года. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его экспертная деятельность в установленном порядке застрахована.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, не соответствующими материалам административного дела. Рассматривая данное дело, суд правильно определилзначимые для дела обстоятельства, сделал подробный анализ законодательства, регулирующего спорные отношения, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тамбовского областного суда от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.