Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при помощнике Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а- 174/2021 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 26 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Мещерякова Александра к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области, Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Степаненко И.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Мещеряков А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил об установлении кадастровой стоимости находящегося у него в собственности объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для нужд промышленности, для размещения промышленных объектов, общей площадью 31 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир "нежилое здание", почтовый адрес ориентира: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости - 5 043 700 рублей.
В обоснование требований административный истец указал на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для исчисления налога кадастровая стоимость объекта недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2018 года постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N22-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" в размере 9 654 640 рублей, не соответствует его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете
2
об оценке рыночной стоимости ООО " А." N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Рязанского областного суда от 26 апреля 2021 года административные исковые требования Мещерякова А. удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 5 043 700 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, назначить по делу повторную судебную оценочную экспертизу. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на неверную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела. Указывает на то, что административным истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих административные исковые требования.
Кроме того, суд необоснованно признанно допустимым доказательством заключение судебной экспертизы, которое не соответствует действующему законодательству, поскольку экспертом не проведен надлежащий анализ рынка оцениваемого объекта, в связи с чем за основу взяты непроверенные, неподтвержденные данные; выводы о неактивности рынка не соответствуют действительности, в связи с чем необоснованно применена корректировка на условия сделки (возможность торга) в размере - 17, 3% для неактивного рынка; в заключении отсутствуют подтверждённые данные или выводы о взаимосвязи структуры предложений на рынке с его активностью/неактивностью, мотивированное обоснование выводов о низком уровне торговой активности, об ограниченном количестве продавцов и редкости сделок, сроке экспозиции; эксперт связал применение корректировки на наличие коммуникаций с рассмотрением объекта оценки как "условно свободного", однако, эксперту следовало провести анализ подключенных к оцениваемому земельному участку коммуникаций и провести корректировку по данному параметру для объектов-аналогов; стоимость объекта-аналога N1 по параметру "коммуникации" является заниженной, поскольку он не имел газоснабжения на дату оценки; использованные для расчета объекты-аналоги необоснованно выбраны из нижнего диапазона рынка, что оказало существенное влияние на итоговую стоимость оцениваемого объекта; исследовательская часть заключения не содержит описания выявленных экспертом в отчете нарушений норм и требований федеральных стандартов оценки, а также действующего законодательства в области оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
3
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N следует, что Мещеряков А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для нужд промышленности, для размещения промышленных объектов, общей площадью 31 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир "нежилое здание", почтовый адрес ориентира: "адрес".
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года М135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N22-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" и по состоянию на 1 января 2018 года составляет 9 654 640 рублей (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N), на момент рассмотрения дела является действующей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2019 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения
4
кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера налоговых платежей.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО " А." N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляла 4 869 662 рубля.
В связи с наличием возражений Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области против принятия в качестве допустимого доказательства приведенного выше отчета и по ходатайству административного истца по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствует ли представленный отчет требованиям законодательства об оценочной деятельности, и если нет, то какова рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Заключением эксперта ООО " О." N от ДД.ММ.ГГГГ года установлено несоответствие отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности. Одновременно рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года определена в размере 5 043 700 рублей.
В связи с наличием возражений Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области против принятия в качестве допустимого доказательства заключения эксперта по причине неясности использованной экспертом информации об объектах-аналогах, по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен тот же вопрос.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании заключения экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на
5
использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат, членство в СРО, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Вопреки утверждениям административного ответчика экспертом должным образом проведен анализ сложившегося на дату оценки рынка недвижимости, в том числе анализа рынка земельных участков в Рязанской области, установлена его неактивность выбраны объекты-аналоги, сопоставимые по индивидуальным характеристикам с объектом исследования, дата предложения которых соответствует дате установления стоимости. Использованные экспертом сведения об объектах-аналогах, в том числе о ценах предложений, наличии коммуникаций, подтверждены приложенными к заключению материалами. В приведенных в заключении расчетах обозначены основные параметры, влияющие на рыночную стоимость, при необходимости проведены соответствующие корректировки, размер которых обоснован и соответствует фактическим обстоятельствам.
Выбор объектов-аналогов обусловлен их сопоставимостью характеристикам объекта исследования и непосредственно не связан со сложившимся диапазоном цен.
Корректировка на торг определена на основании справочных материалов исходя из условий рынка, что не противоречит действующему законодательству. Определение информационных материалов, использованных при проведении исследования, находится в профессиональной компетенции эксперта.
Отсутствие/наличие корректировок на коммуникации обусловлено методикой оценки стоимости земельных участков как условно свободных, что соответствует существующим стандартам оценки. Сведения о наличии у объекта- аналога N 1 газоснабжения подтверждено приложенными к экспертному заключению материалами.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о наличии в нем противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не
6
нашли. Оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.
При таком положении, решение Рязанского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
решение Рязанского областного суда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
определила:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.