Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Красношапки В.Б. и Дубова Ю.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-52/2021 по кассационной жалобе административного истца Россейкина Вячеслава Васильевича на решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение Восточного окружного военного суда от 13 мая 2021 года по административному иску "звание" Россейкина В.В. об оспаривании решения 4-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - 4-й отдел Востокрегионжилье), связанного с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Восточного окружного военного суда от 13 мая 2021 года, Россейкину отказано в удовлетворении административного иска, в котором он просил признать незаконным решение 4-го отдела Востокрегионжилье об отказе в постановке его и членов его семьи (...) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В кассационной жалобе, поданной 15 июня 2021 года, Россейкин, считая обжалованные судебные акты незаконными, вынесенными с нарушением норм материального права, просит их отменить.
В обоснование он, ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст.ст. 25 и 34 Семейного кодекса РФ, утверждает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу об обеспеченности его и членов его семьи жилым помещением выше учетной нормы исходя из факта приобретения его супругой в период брака жилого помещения, поскольку в приобретенное жилое помещение он никогда не вселялся и в его собственности это жилье не находится.
Кроме того, он отмечает, что судами не принято во внимание, что квартира его бывшей супругой приобретена хотя и до момента расторжения в 2015 году брака, но на момент приобретения брачные отношения с супругой были фактически прекращены, а поэтому данная квартира не может считаться совместной собственностью.
Утверждает, что с 2013 года совместно с бывшей супругой не проживал, а поэтому оснований считать ее членом его семьи и учитывать принадлежащую бывшей супруге квартиру оснований не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами обеих инстанций установлено, что Россейкин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходил ее в войсковой части N и по месту прохождения военной службы жилым помещением не был обеспечен.
14 апреля 2014 года его супругой - ФИО, в период брака в рамках участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих приобретена квартира в городе "данные изъяты" по адресу "адрес" общей площадью 84, 9 кв. метров.
30 ноября 2015 года брак Россейкина и ФИО. расторгнут вступившим в законную силу решением мирового судьи 7 судебного участка Ингодинского судебного района г. Читы от 23 октября 2015 года. При этом раздел имущества между бывшими супругами не производился.
1 декабря 2020 года Россейкин, имеющий более 20 лет военной выслуги, обратился в 4-й отдел Востокрегионжилье с заявлением о признании его и... его сыновей ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. "данные изъяты".
Решением 4-го отдела Востокрегионжилье от 28 декабря 2020 года Россейкину отказано в признании нуждающимися в жилом помещении по избранному по избранному месту жительства на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на жилищном учете, в связи с наличием у Россейкина права на истребование жилого помещения в размере 45, 45 кв. метров, приобретенного его бывшей супругой в браке.
Суды первой и апелляционной инстанции, признавая законным оспоренное решение жилищного органа об отказе в постановке на жилищный учет и отказывая Россейкину в удовлетворении административного иска, верно установили фактические обстоятельства по делу, а также правильно истолковали и применили нормы материального права, упомянутые в обжалованных судебных актах.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ. При этом при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения ст. 53 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы.
Кроме того, в силу ст. 53 ЖК РФ гражданине, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
В ст. 36 СК РФ приводится перечень оснований, при наличии которых имущество считается принадлежащим на праве собственности одному из супругов.
Таким имуществом является имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов).
В суде установлено, что квартира приобретена супругой административного истца в собственность в период брака по договору купли-продажи, то есть по возмездной сделке, иной режим пользования которой между ними не устанавливался. При этом Россейкин дал супруге согласие на оформление квартиры в ее собственность.
Следовательно, приобретенная сторонами в период брака квартира за счет участия одного из супругов в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих является их совместной собственностью и на Россейкина в период брака приходилось 42, 45 кв. метров жилого помещения.
Согласно решению "данные изъяты" городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года N 289-34 в городе "данные изъяты" учетная норма жилого помещения составляет 11 кв. метров общей площади на одного члена семьи, из чего следует, что административный истец и члены его семьи имели обеспеченность жилыми помещениями выше учетной нормы.
Таким образом, суды обоснованно признали правомерным оспоренное решение жилищного органа об отказе в принятии Россейкина и... его детей на жилищный учет исходя из обеспеченности их на 30 ноября 2015 года жильем сверх установленной учетной нормы, непринятием мер по разделу совместного имущества и не истечением пятилетнего срока, установленного ст. 53 ЖК РФ, начало которого исчислен судом первой инстанции правильно с даты окончания срока исковой давности обращения с требованием о разделе общего имущества (24 ноября 2018 года).
Утверждение автора жалобы о фактически прекращенных брачных отношениях и соответственно невозможности отнесения указанной квартиры к общему имуществу супругов, является несостоятельным, поскольку такой факт судами не установлен, а в силу ч. 3 ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов не имеется, то кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение Восточного окружного военного суда от 13 мая 2021 года по административному иску Россейкина В.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в установленный ч. 2 ст. 318 того же кодекса срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи В.Б. Красношапка
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.