Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Семенец М.К., в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело по кассационной жалобе административного истца Муштаева Василия Николаевича на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 г. (дело N 2а-10/2021) и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 мая 2021 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Муштаева В.Н. о признании незаконными действий военного комиссара Ставропольского края, связанных с рассмотрением его обращения.
Заслушав доклад судьи Яковлева И.А, изложившего обстоятельства дела, содержание обжалованных судебных актов и доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, отказано в удовлетворении административного искового заявления Муштаева В.Н. о признании незаконными действий военного комиссара "данные изъяты", связанных с рассмотрения его обращения от 28 июля 2020 г, в котором он просил принять меры по отмене (признании недействующим) приказа командира войсковой части N от 15 марта 1993 г. N 24 об исключении его из списков личного состава воинской части и обязать административного ответчика предоставить ему законодательное обоснование невыполнения командиром войсковой части N требований законодательства, а также сведений об окладах по воинским должностям штурмана-летчика корабля авиационного отряда и штурмана-летчика.
В кассационной жалобе, поданной 7 июня 2021 г, административный истец Муштаев В.Н. настаивает на отмене принятых судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в Ставропольский гарнизонный военный суд. В обоснование этого автор жалобы анализирует установленные по делу обстоятельства, содержание статьей 47 и 120 Конституции Российской Федерации, и Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, ссылается на необоснованность указания военным комиссаром о том, что он проходил военную службу на несуществующей должности "данные изъяты", и утверждает, что в изданном в отношении него приказе командующего "данные изъяты" от 27 августа 1991 г о переводе его в войсковую часть N неправильно указана его воинская должность, что явилось причиной выплаты ему денежного довольствия не полном объеме и образования задолженности в размере "данные изъяты".
Вместе с тем, административный истец указывает на то, что названные обстоятельства проигнорированы военным комиссаром при ответе на его обращение, каких-либо доказательств в их опровержение должностным лицом в суд также не представлено.
Кроме того, Муштаев В.Н. утверждает, что в нарушение требований гражданского процессуального законодательства в судебном разбирательстве принимал участие представитель военного комиссара "данные изъяты", представивший копию доверенности, не заверенную у нотариуса.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, препятствий для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц не имеется.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Как установлено судами и подтверждается материалами административного дела, Муштаев В.Н. с 1976 года проходил военную службу в войсковой части N. Приказом Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны от 30 ноября 1992 г. N 1185 он уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 15 марта 1993 г. N 24 исключен из списков личного состава воинской части с указанной даты и направлен на учет в военный комиссариат "данные изъяты".
При этом Муштаев В.Н. неоднократно обращался в адрес военного комиссара "данные изъяты" с просьбами о рассмотрении вопроса об отмене приказов о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Согласно сообщению заместителя военного прокурора Центрального военного округа от 14 марта 2017 г. по итогам рассмотрения обращения военного комиссара "данные изъяты" от 20 февраля 2017 г, оснований для отмены изданных в отношении Муштаева В.Н. приказов командования не имеется.
В ходе рассмотрения последующих обращений административного истца в адрес военного комиссара и военной прокуратуры Центрального военного округа каких-либо нарушений законодательства при увольнении его с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части должностными лицами не установлено.
28 июля 2020 г. Муштаев В.Н. вновь обратился к военному комиссару "данные изъяты" с просьбой о принятии мер по отмене (признанию недействующим) приказа командира войсковой части N от 15 марта 1993 г. N 24 об исключении его из списков личного состава воинской части.
Как следует из ответа военного комиссара "данные изъяты" от 6 августа 2020 г. должностным лицом принято решение о прекращении переписки по указанному вопросу ввиду неоднократных обращений Муштаева В.Н, на которые ему давались письменные ответы в установленном законом порядке.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения административного истца за судебной защитой.
Правильно установив по делу все обстоятельства, применив нормы материального и процессуального права, суды первой и апелляционной инстанций, дав оценку представленным в суд доказательствам в виде многочисленных ответов, направленных военным комиссаром в адрес административного истца в период с 2017 по 2020 годы, руководствуясь пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 10 и пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также пунктами 2-5 и 9 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555, пришли к обоснованному выводу о законности действий военного комиссара Ставропольского края, связанных с указанием на безосновательность очередного обращения Муштаева В.Н. и прекращения с ним переписки по вопросу, на который ранее ему неоднократно даны исчерпывающие письменные ответы в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем права и законные интересы административного истца обжалуемым решением военного комиссара не нарушены.
Об этом свидетельствует также вступившее в законную силу решение Иркутского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2013 г. об отказе Муштаеву В.Н. в удовлетворении требований его административного искового заявления, в котором он оспаривал законность своего увольнения с военной службы и исключение в связи с этим из списков личного состава войсковой части N.
При этом, как верно указали судебные инстанции, каких-либо доказательств, указывающих на нарушения прав и законных интересов Муштаева В.Н. со стороны командования и военного комиссариата Ставропольского края, из материалов дела не усматривается и самим административным истцом в суд не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения принятых судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба административного истца Муштаева В.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 327, пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 19 мая 2021 г. по административному исковому заявлению Муштаева Василия Николаевича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.