Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2021 г. по делу N 16-226/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N3 города Новошахтинска" Сидорова С.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30 января 2019 года, решение судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года и решение судьи Ростовского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 3 города Новошахтинска" (далее - МБУ ДО ДЮСШ N3 города Новошахтинска, учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30 января 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года и решением судьи Ростовского областного суда от 7 февраля 2020 года, МБУ ДО ДЮСШ N3 города Новошахтинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся по настоящему делу в отношении МБУ ДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. N 290-н (далее - Правила), установлены обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
На основании пункта 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификат или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой утверждена данным приказом (пункт 13 Правил).
Основанием для возбуждения в отношении МБУ ДО ДЮСШ N3 города Новошахтинска производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили результаты проведенной в период с 24 января 2019 года по 20 февраля 2019 года по распоряжению руководителя Государственной инспекции труда в Ростовской области N 61/12-882-19-И от 23 января 2019 года внеплановой документарной проверки соблюдения МБУ ДО ДЮСШ N 3 г. Новошахтинска, находящегося и осуществляющего свою деятельность по адресу: "адрес", норм трудового законодательства в связи с несчастным случаем со смертельным исходом в учреждении, произошедшим 17 января 2019 года с техником МБУ ДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска Вишневецким В.Н.
Как следует из материалов проверки, учреждением в нарушение статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Правил техник Чичагин Т.С, уборщик СП Репина Л.М, дворник Леус В.А, сторож Шаталова В.А, сторож-вахтер Кириченко Л.А. не обеспечены спецодеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, отсутствует документ, подтверждающий учет и выдачу данным работникам спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (отсутствует карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты); работодатель в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" не ознакомил работников Чичагина Т.С, Гонтареву Н.А, Короткова О.Н. и других работников, принятых на работу с 2016 года, с результатами специальной оценки условий труда.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Государственной инспекции труда в Ростовской области в отношении МБУДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого должностным лицом вынесено постановление о назначении административного наказания (л.д.5-6).
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств: копией протокола об административном правонарушении N от 30 января 2019 года (л.д.53-57); копией распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ростовской области N-И от 23 января 2019 года (л.д.8-9) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие и состав административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия МБУДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска, выразившиеся в несоблюдении государственных нормативных требований охраны труда правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что МБУДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Довод жалобы о недоказанности виновности указанного юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения и об отсутствии состава административного правонарушениях материалами дела опровергается.
Утверждения о неверной квалификации действий учреждения не могут быть признаны заслуживающими внимания, так как согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по части 4 названной статьи административная ответственность наступает за необеспечение средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, что в рассматриваемом случае из материалов дела не усматривается.
Также следует согласиться с выводами судебных инстанций о том, что, поскольку учреждению вменяется неознакомление сотрудников учреждения, принятых на работу с 2016 года, с результатами специальной оценки условий труда, то юридическое лицо не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на субъективное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не опровергают наличие в действиях МБОУ ДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено МБОУ ДО ДЮСШ N 3 города Новошахтинска в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 30 января 2019 года, решение судьи Новошахтинского районного суда Ростовской области от 2 декабря 2019 года и решение судьи Ростовского областного суда от 7 февраля 2020 года, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 3 города Новошахтинска" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа N 3 города Новошахтинска" Сидорова С.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Горбань И.А. N 12-87/2019
судья областного суда Яковлева Э.Р. N 11-156/2020
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.