Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02 марта 2021 г. по делу N 16-295/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Лиманская районная больница" Толстова С.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 19 марта 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 22 мая 2020 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Лиманская районная больница" (далее - ГБУЗ АО "Лиманская районная больница", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 19 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 22 мая 2020 года, ГБЗУ АО "Лиманская районная больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит состоявшиеся в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты отметить, полагая их незаконными, дело возвратить на навое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, отчет о деятельности за истекший календарный год с указанием количества каждого произведенного, изготовленного, ввезенного (вывезенного), реализованного либо использованного наркотического средства, психотропного вещества, а также количества запасов наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 644 утверждены Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также о культивировании растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее также Правила).
Пунктом 9 Правил предусмотрена обязанность юридических лиц, осуществляющих в установленном порядке использование наркотических средств и психотропных веществ в медицинских, ветеринарных, научных и учебных целях, при проведении экспертиз с их использованием или для их идентификации представлять ежегодно, не позднее 15 февраля, в соответствующие территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по форме согласно приложению N 7: годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ; сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Как усматривается из материалов дела, ГБУЗ АО "Лиманская районная больница", имея лицензию на осуществление медицинской деятельности, осуществляло в 2019 году использование в медицинских целях наркотических средств и психотропных веществ, которые включены в Списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, в нарушение пункта 9 Правил до 15 февраля 2020 года годовой отчет о количестве использованных наркотических средств и психотропных веществ и сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года в контролирующий орган не представило.
Соответствующая отчетность была направлена в уполномоченный орган только 29 февраля 2020 года, то есть с нарушением срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица к ответственности по части 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2020 года (л.д.2); рапортом старшего оперуполномоченного ГКЛОН УНК УМВД России по Астраханской области (л.д. 4-7); сопроводительным письмом главного врача ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" (л.д. 13); отчетом (л.д. 14) и иными материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу юридического лица, в материалах не имеется.
Из доводов, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, не следует, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.16 названного Кодекса.
При этом доказательств невозможности предоставления отчета в установленный законом срок учреждением не представлено.
Утверждения заявителя о ненадлежащем извещении учреждения о рассмотрении судьей районного дела об административном правонарушении не состоятельны. Юридическое лицо заблаговременно извещено о дате и месте рассмотрения дела. Наряду с изложенным, о возбуждении в отношении ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" производства по делу об административном правонарушении законному представителю было известно со дня составления в отношении него протокола об административном правонарушении. Не направив в назначенное судебное заседание защитника, не заявив ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу ввиду невозможности явки либо недостаточности времени для подготовки, юридическое лицо в лице законного представителя самостоятельно распорядилось своими процессуальными правами, тогда как судья районного принял все необходимые меры к обеспечению участия законного представителя или защитника учреждения в судебном заседании.
Ссылка защитника на наличие обстоятельств для изменения назначенного учреждению наказания в виде административного штрафа на предупреждение не убедительна.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношений, относится к категории нарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Таким образом, оснований для изменения назначенного ГБУЗ АО "Лиманская районная больница" в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказания не установлено.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм закона, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения учреждения к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 19 марта 2020 года и решение судьи Астраханского областного суда от 22 мая 2020 года, вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Лиманской районной больницы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Толстова С.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х..Карасова
Справка:
Судья районного суда Алиева К.В.
Судья областного суда Берстнева Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.