Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 г. по делу N 16-433/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Савенкова В.Е. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 29 мая 2020 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июля 2020 года, вынесенные в отношении Савенкова Василия Егоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июля 2020 года, Савенков В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией оружия "ТОЗ-66", калибр 12 мм, N К-71372.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Савенков В.Е. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Савенкова В.Е. к административной ответственности) определено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 (далее - Правила).
В соответствии с частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия и патронов к нему.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Савенкова В.Е. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о том, что он 5 марта 2020 года по адресу: "адрес" незаконно хранил огнестрельное оружие марки: ТОЗ-66, калибр 12 мм, N, чем нарушил требования статьи 22 Закона об оружии и пункта 54 Правил. Срок действия разрешений на хранение и ношение названного выше огнестрельного оружия истек 20 декабря 2019 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.6); рапортами сотрудников полиции (л.д.3, 5, 12-13), объяснениями Савенкова В.Е. (л.д.7); объяснениями Савенкова Д.В. (л.д.8); списком разрешений РОХА (л.д.9); протоколом осмотра места происшествия (л.д.18-21); фотоматериалом (л.д.22-22); и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние Савенкова В.Е. квалифицировано по части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства об оружии.
Факт незаконного хранения Савенковым В.Е. охотничьего огнестрельного гладкоствольного двуствольного оружия марки: ТОЗ-66, калибр 12 мм, N, по истечении срока действия выданного ему разрешения на хранение, ношение установлен, доказан при рассмотрении дела в судебных инстанциях, и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведений о том, что Савенков В.Е. на момент изъятия оружия 5 марта 2020 года хранил оружие, имея действующие разрешения, материалы дела не содержат.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814", не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Таким образом, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N 2557-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зеленюка Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Утверждение в жалобе о том, что действия Савенкова В.Е. не образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, подлежит переквалификации на статью 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным в связи со следующим.
Частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в том числе, за незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Законом об оружии, который закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами при соблюдении ими нормативно установленных требований.
В силу приведенных выше положений статьи 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 Закона об оружии предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Законом документы.
При этом в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об оружии граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Следовательно, по истечении срока действия разрешения является незаконным хранение гражданского огнестрельного оружия, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования, такие действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на то, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не предоставили возможность дать собственноручные пояснения, а также не указали в качестве свидетеля его супругу, не может служить основанием для отмены обжалуемых актов, так как в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Савенков В.Е. и его супруга были опрошены мировым судьей. Утверждение заявителя о нарушении судьями процессуальных норм при рассмотрении дела объективно ничем не подтверждается.
То обстоятельство, что при выдаче Савенковым В.Е. оружия не был составлен протокол изъятия, в рассматриваемом случае не опровергает выводы судебных инстанций о наличии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения и не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Указание заявителя на уважительность причин, препятствующих обращению в уполномоченный орган с заявлением о продлении разрешения на хранение и ношение оружия, таких как его болезнью и болезнь сына, не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения в действиях заявителя. Приведенные Савенковым В.Е. обстоятельства не исключали возможность своевременно исполнить возложенную на него законом обязанность и до истечения месячного срока действия разрешения на хранение и ношение оружия обратиться в орган внутренних дел по месту учета оружия с соответствующим заявлением и необходимыми документами.
Подлежит отклонению довод Савенкова В.Е. об отсутствии умысла на незаконное хранение оружия, поскольку лицо, имеющее на хранении огнестрельное оружие, должно осознавать возложенную на него законом ответственность и, в случае несоблюдения требований закона, административную противоправность, соответственно, выраженную в ней степень общественной опасности содеянного.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности Савенкова В.Е. в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Савенкову В.Е. в пределах санкции части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 29 мая 2020 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июля 2020 года, вынесенные в отношении Савенкова Василия Егоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Савенкова В.Е. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Цикирова Г.М. N 5-249/2020
судья районного суда Буджаева С.А. N 12-136/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-433/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.