Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 г. по делу N 16-529/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р., на вступившие в законную силу решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ГУП РК "СОК "Руссия" Мартынюк Л.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от 28 ноября 2019 года генеральный директор ГУП РК "СОК "Руссия" Мартынюк Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от 28 ноября 2019 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2020 года решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю Губаева Л.Р, ставит вопрос об отмене решения судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года и решения судьи Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2020 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьями не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N223-Ф3 установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами: информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 13 части 10 статьи 4 Федерального закона N223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Из материалов дела следует, что 20 декабря 2018 года генеральный директор ГУП РК "СОК "Руссия" Мартынюк Л.А, находясь по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Коммунаров, д. 12, разместив запрос о предложении в электронной форме на поставку продуктов питания с указанием критерия оценки заявок в виде наличия у участников положительных отзывов от заказчика ГУП РК "СОК "Руссия" о поставке продуктов питания в 2017-2018 годах, допустила нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Федерального закона N223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от 28 ноября 2019 года генеральный директор ГУП РК "СОК "Руссия" Мартынюк Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Судья городского суда, прекращая производство по делу, исходил из следующего.
Так, 19 декабря 2018 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N31807328792 о запросе предложений в электронной форме на поставку продуктов питания (соус), в котором указано, что оценка заявок осуществляется на основании следующих критериев: цена и деловая репутация участника закупки (отсутствие у участника штрафов со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за нарушение санитарно-гигиенических норм при поставке продуктов питания в 2018 года, наличие у участника положительных отзывов от заказчика ГУП РК "СОК "Руссия" о поставке продуктов питания в 2017-2018 г.г.) с указанием формы расчета баллов по каждому критерию и коэффициентом их значимости.
В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Федерального закона N223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, при этом принцип равноправия в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N135-Ф3 предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-Ф3 "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора, поскольку иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона N135-Ф3 и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Таким образом, судья районного суда пришел к выводу о том, что использование заказчиком критерия оценки в виде наличия положительных отзывов от заказчика за 2017-2018 г.г. является обоснованным ввиду предоставления ему возможности судить о способности выполнения объема работ, предусмотренного закупочной документацией.
При этом, несмотря на оценочный характер указанного критерия соответствие ему участника закупки измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации, что не приводит к необоснованному ограничению участников закупки, не влияет на развитие конкуренции и не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика, в действиях должностного лица ГУП РК "СОК "Руссия" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
С данным выводом согласился судья Верховного суда Республики Крым.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем вопрос о виновности генерального директора ГУП РК "СОК "Руссия" Мартынюк Л.А. повторно обсуждаться не может.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2020 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 18 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя УФАС по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.