Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06 мая 2021 г. по делу N 16-849/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Егоровой Е.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 30 января 2020 года, решение судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 20 мая 2020 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении Егоровой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 30 января 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 20 мая 2020 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 6 августа 2020 года, Егорова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Егорова Е.А. просит отменить состоявшиеся в отношении неё по настоящему делу об административном правонарушении акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 г. N 141-ФЗ) установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 настоящей статьи Кодекса, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Статьями 1 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) определено, что земля, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 - ФЗ определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которым отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (часть 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Основанием для привлечении Егоровой Е.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили приведенные в обжалуемых постановлении должностного лица и судебных актах выводы о том, что в результате осуществления работ по демонтажу (разборке) зданий, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", Егоровой Е.А. допущено несоблюдение вышеназванных требований (статей 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, статей 1, 4, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) в области охраны окружающей среды при складировании (накоплении) отходов, образовавшихся при проведении работ по демонтажу (разборке) зданий, влекущее причинение вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении отходами на территории названного земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного в связи с поступившим в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области обращением жителей г. Жирновск, содержащим сведения о захламлении строительными отходами (мусором) территории бывшего пионерского лагеря "Нива", 20 июня 2019 года в 08 часов 30 минут на территории земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", установлен факт захламления почв (земель), возникшего при складировании на поверхности почвы отходов.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка по состоянию на 20 июня 2019 года правообладателем земельного участка, на котором расположены подлежащие под снос здания, является администрация Жирновского муниципального района.
В ходе проверки выявлено, что администрация Жирновского муниципального района реализовала непригодные к эксплуатации под снос нежилые здания административного корпуса, клуба-столовой, котельной, овощехранилища, канализационной станции, расположенные по адресу: "адрес", Егоровой Е.А. на основании договора купли-продажи нежилых зданий под снос от 22 марта 2016 года N 3.
Егоровой Е.А. осуществлен снос пяти зданий на территории указанного земельного участка, а именно зданий административного корпуса, клуб-столовой, котельной, овощехранилища, канализационной станции. Договоры на утилизацию, обезвреживание, размещение или передачу другим лицам отходов, образовавшихся при проведении работ по демонтажу (разборке) зданий, Егоровой Е.А. не заключались, работы по утилизации, обезвреживанию отходов не проводились.
При этом в результате осуществления работ по демонтажу (разборке) зданий, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N по вышеназванному адресу объем складированных (накопленных) отходов разборки и сноса зданий V класса опасности (грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код по ФККО 8 11 100 01 49 5), отходы цемента в кусковой форме (код по ФККО 8 22 101 01 21 5), лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код по ФККО 8 12 201 01 20 5), лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код по ФККО 8 22 201 0.1 21 5), керамзит, утративший потребительские свойства, незагрязненный (код по ФККО 4 57 201 02 20 5) на участках NN 1-4, NN 6-11 составил 723, 5 куб. м. на площади 958, 5 кв.м, из них объем складированных (накопленных) отходов на открытой поверхности почвы составил 358, 62 куб.м, на площади 367, 1 кв.м, (участки NN 1, 3, 4, 6, 7 (частично), 8, 9, 10).
С учетом выявленного факта нарушения государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области 28 ноября 2019 года в отношении Егоровой Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вывод о наличии в действиях Егоровой Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.
Довод Егоровой Е.А. о том, что должностным лицом неверно определено время совершения административного правонарушения, не может быть признан состоятельным.
Совершенное названным лицом правонарушение является длящимся и окончено в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении (20 июня 2019 года), что отражено в протоколе об административном правонарушении.
То обстоятельство, что с момента выявления правонарушения до вынесения постановления о привлечении к ответственности прошло не более 11 месяцев, не свидетельствует о неправильности указания в процессуальных документах даты совершения правонарушения.
Утверждение заявителя относительно применения иной редакции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным, поскольку нормы статьи 8.2 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона N 141-ФЗ от 17 июня 2019 г.) применены государственным инспектором в области охраны окружающей среды Волгоградской области правомерно, на момент обнаружения указанного правонарушения - 20 июня 2019 года.
Ссылка заявителя на рассмотрение дела в районном суде в отсутствие её защитника, не может быть признана заслуживающей внимание. Как усматривается из материалов дела, Егорова Е.А. написала заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия (л.д.29). Сведений о заключении Егоровой Е.А. соглашения с защитником на участие в рассмотрении настоящего дела в Жирновском районном суде Волгоградской области, не имеется. Таким образом, право Егоровой Е.А. на защиту при производстве по делу не нарушено и реализовано заявителем по своему усмотрению.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, в том числе о недоказанности вины Егоровой Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении указанного административного правонарушения не опровергают. Аналогичные по существу доводы жалобы являлись предметом проверки и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок привлечения Егоровой Е.А. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 30 января 2020 года, решение судьи Жирновского районного суда Волгоградской области от 20 мая 2020 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 6 августа 2020 года, вынесенные в отношении Егоровой Елены Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Егоровой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Кучерова Л.П. N 12-11/2020
судья областного суда Сукачев Д.Ю. N 07р-710/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-849/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.