Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 мая 2021 г. по делу N 16-854/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Спицина И.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 мая 2020 года, вынесенные в отношении Спицина Ильи Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2020 года, Спицин И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Краснодарского краевого суда от 14 мая 2020 года названное постановление изменено, назначенное Спицину И.Ю. наказание в виде административного штрафа снижено до 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты путем замены назначенного административного наказания на предупреждение либо снижением размера административного штрафа до минимального размера.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Спицина И.Ю. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункт "в", "г" пункта 4 Правил).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года N 129 "О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (в редакции от 11 апреля 2020 года N 215) введен на территории Краснодарского края режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края с 0 часов 00 минут 15 марта 2020 года до 0 часов 00 минут 1 мая 2020 года, лица, проживающие (находящиеся) на территории Краснодарского края, обязаны не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции, за исключением перечисленных в данном постановлении случаев.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 марта 2020 года N 185 "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края" (в редакции от 1 апреля 2020 года N 189) в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Краснодарского края введены ограничительные мероприятия (карантин) по 30 апреля 2020 года, запрещено лицам, проживающим (находящимся) на территории Краснодарского края, перемещаться на автомобильном транспорте по территориям муниципальных образований Краснодарского края, за исключением случаев, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 и пункте 2 настоящего постановления, при наличии соответствующих пропусков на транспортные средства, а в случаях, установленных настоящим постановлением, - специальных пропусков.
Как следует из материалов дела, 21 апреля 2020 года в 16 часов 15 минут на автодороге Брюховецкая-Батуринская был выявлен гражданин Спицин И.Ю, который передвигался на транспортном средстве, государственный регистрационный номер Е 226 ОА 123, без специального пропуска в нарушение положений, которыми введены ограничительныех мероприятия (карантина) на территории Краснодарского края.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Спицина И.Ю. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Порядок и срок привлечения Спицина И.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В жалобе заявителя ставится вопрос о снижении назначенного административного наказания в виде административного штрафа, поскольку судебными инстанциями не учтено то, что он раскаялся в содеянном, ранее к административной ответственности не привлекался, является студентом 3-го курса очного отделения Брюховецкого аграрного колледжа, не имеет источника дохода.
Довод жалобы в указанной части заслуживает внимание.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ (часть 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В санкции части 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Назначая Спицину И.Ю. административное наказание, судья районного суда не мотивировал необходимость назначения наказания в виде штрафа при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Изменяя постановление судьи районного суда в части размера назначенного наказания, судья краевого суда также не привел оснований для невозможности назначения административного наказания, предусмотренного санкцией вменяемого правонарушения, в виде предупреждения, ссылаясь на отсутствие сведений о совершении однородных административных правонарушений.
Как видно из материалов дела, Спицин И.Ю. совершил правонарушение впервые, ранее к какой-либо административной ответственности не привлекался.
В судебных заседаниях при рассмотрении дела судьей районного суда и при пересмотре постановления о привлечении к ответственности Спицин И.Ю. не участвовал, свою позицию выразил только в жалобах, однако, полагаю необходимым принять во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, в том числе то, что является студентом 3-го курса ГБПОУ КК "Брюховецкого аграрного колледжа, ранее к административной ответственности не привлекался, его имущественное положение, а также признание вины, что в совокупности возможно признать смягчающими вину обстоятельствами, отсутствие отягчающих обстоятельств.
При этом, поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов в части назначенного Спицину И.Ю. административного наказания путем замены административного штрафа в размере 5 000 рублей на предупреждение.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 (вопрос N21).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Спицина И.Ю. удовлетворить.
Постановление судьи Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 14 мая 2020 года, вынесенные в отношении Спицина Ильи Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей на предупреждение.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х.Карасова
Справка:
судья районного суда Дорошенко Е.В. N5-129/2020
судья краевого суда Пархоменко Г.В. N12-2730/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-854/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.