Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2021 г. по делу N 16-937/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Яланской В.М., на вступившие в законную силу решение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следя Н.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N227 г. Армавира Краснодарского края от 11 августа 2020 года должностное лицо - директор муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следь Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года постановление мирового судьи судебного участка N227 г. Армавира Краснодарского края от 11 августа 2020 года изменено, должностному лицу - директору муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следю Н.И. назначено наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ведущий инспектор Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Яланская В.М. ставит вопрос об отмене решения судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении должностному лицу - директору муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следю Н.И. наказания в виде предупреждения у судьи городского суда не имелось.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 15 января 2020 года N17-Р, распоряжения заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 15 января 2020 года N47-Р, в период времени с 23 января 2020 года по 18 мая 2020 года в отношении МАУ СШ "Альбатрос" проведена проверка предоставления, а так же эффективности и целевого расходования средств краевого бюджета, выделенных в 2018-2019 годах на совершенствование спортивной инфраструктуры и укрепление материально-технической базы, в целях обеспечения условий для занятий физической культурой и массовым спортом в муниципальных образованиях Краснодарского края в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие физической культуры и спорта" по мероприятию 1.6.1.1.
В ходе проверки, проведенной 25 декабря 2019 года, в период времени с 09 часов до 18 часов по адресу: 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Луначарского, 93, установлено, что МАУ СШ "Альбатрос", в нарушение пп. "в" п. 3.2 Соглашения от 15 ноября 2019 года N17- 19/КР, заключенного между министерством физической культуры и спорта Краснодарского края и администрацией МО г. Армавир, п. 2.3.2 Соглашения от 29 декабря 2018 года N2ф "О порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели", заключенного между отделом физической культуры и спорта муниципального образования г. Армавир и МАУ СШ "Альбатрос", п. 4.3 Постановления от 07 марта 2013 года N799 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и муниципальным автономным учреждениям муниципального образования г. Армавир из местного бюджета на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания", израсходовал бюджетные средства на оплату невыполненных работ, тем самым направив средства бюджета на цели, не соответствующие, полностью или частично целям, определенным указанными актами и заключенными соглашениями, допустив нецелевое расходование средств субсидии в размере 42, 770 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следя Н.И. протокола об административном правонарушении от 22 июля 2020 года, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
Факт совершения директором муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следем Н.И. правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22 июля 2020 года, распоряжением о проведении контрольного мероприятия от 15 января 2020 года, актом проверки от 18 мая 2020 года, соглашением N17-19/КР от 15 ноября 2019 года, перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия от 15 ноября 2019 года, графиком перечисления субсидии, заявкой на предоставление субсидий от 15 ноября 2019 года.
Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N227 г. Армавира Краснодарского края от 11 августа 2020 года должностное лицо - директор муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следь Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Изменяя постановление мирового судьи, судья городского суда пришел к выводу о применении части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Считаю данные выводы судьи городского суда ошибочными.
В рассматриваемом случае положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ неприменимы, поскольку ни само муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа "Альбатрос", ни сам Следь Н.И. не относятся к числу лиц, на которых распространяются положения этой нормы.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Взаимосвязанными положениями части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрены особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, согласно которым при определенных обстоятельствах, прямо указанных в законе, этим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации, установление адресованных являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам особых условий (специальных правил) назначения административных наказаний, предусматривающих замену административного штрафа на предупреждение, не лишено разумного обоснования и непосредственно само по себе, то есть как рассчитанное на применение к указанным лицам, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя. Соответствующие специальные правила применения административной ответственности обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения, что нашло отражение в части 3 статьи 3.4, статье 4.1.1 КоАП РФ.
Указанные законоположения направлены на снижение административной нагрузки на названных субъектов предпринимательской деятельности, стимулирование исполнения ими вынесенных по результатам мероприятий государственного надзора (контроля) предписаний, а также принятие ими мер к недопущению повторного нарушения закона. При этом КоАП РФ содержит иные механизмы смягчения административной ответственности, такие как освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9) и назначение административного штрафа в размере ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (часть 2.2 статьи 4.1), которые могут быть применены в отношении граждан (определения от 21 сентября 2017 г. N 1790-О, от 10 октября 2017 г. N 2255-О, от 28 февраля 2019 г. N 285-О).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными названным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Федерального закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 данной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, правила, предусмотренные частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, распространяются только на являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников.
Таким образом, оснований для замены назначенного директору муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следю Н.И. административного штрафа на предупреждение и применения положений названной нормы не имелось.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку такие нарушения были допущены, решение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года подлежит отмене.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, составляет 2 месяца со дня его совершения.
В настоящее время указанный срок истек.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее производство по делу.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения должностного лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу решение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Армавирский городской суд Краснодарского края невозможно, постановлением мирового судьи судебного участка N227 г. Армавира Краснодарского края от 11 августа 2020 года о привлечении директора муниципального автономного учреждения "Спортивная школа "Альбатрос" Следя Н.И. к административной ответственности, также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении административный штраф заменен на предупреждение.
Таким образом, производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N227 г. Армавира Краснодарского края от 11 августа 2020 года и решение судьи Армавирского городского суда Краснодарского края от 21 сентября 2020 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.