Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колесника А.В, судей Маслова О.В. и Караулова М.Г, с участием прокурора Некоз С.М, обвиняемой Калашник-Савельченко М.-А.В, участвующей с использованием средств видеоконференц-связи, ее защитника - адвоката Кирьянова А.В, участвующего с использованием средств видеоконференц-связи, при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенниковой Э.В, рассмотрела в открытом судебном заседании судебный материал по кассационной жалобе адвоката Кирьянова А.В. в защиту интересов обвиняемой Калашник-Савельченко М.-А.В. на постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года, в соответствии с которыми
ФИО12, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" края, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 2281 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 8 суток, а всего до 11 месяцев 12 суток, то есть до 7 октября 2019 года включительно.
Апелляционным постановлением Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года постановление в отношении Калашник-Савельченко М.А.В. от 12 сентября 2019 года оставлено без изменения.
Заслушав доклад судьи Маслова О.В, выступление обвиняемой Калашник-Савельченко М.-А.В. и ее защитника - адвоката Кирьянова А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, выступление прокурора Некоз С.М, полагавшей состоявшиеся судебные решения отменить, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
в кассационной жалобе адвокат Кирьянов А.В. считает состоявшиеся судебные решения незаконными. Указывает на то, что его подзащитная была задержана в качестве подозреваемой 27 ноября 2017 года. Последний раз мера пресечения была продлена постановлением от 12 сентября 2018 года до 11 месяцев 19 суток, то есть до 17 ноября 2018 года, после чего уголовное дело вместе с обвинительным заключением было направлено в суд. Суд рассматривал дело до 29 июля 2019 года. Таким образом, на 29 июля 2019 года срок нахождения обвиняемой под стражей составлял 20 месяцев 2 суток. Ссылаясь на ч. ч. 2, 3 ст. 109 УК РФ указывает на то, что продление срока содержания под стражей на срок свыше 12 месяцев относится к компетенции Ростовского областного суда. По делу установлено, что оно подсудно в качестве суда первой инстанции Ростовскому областному суду. Полагает, что с момента поступления уголовного дела в Новочеркасский городской суд Ростовской области 8 октября 2018 года до 29 июля 2019 года срок содержания под стражей продлевался некомпетентным судом. По его мнению, 29 июля 2019 года Новочеркасский городской суд Ростовской области был вправе продлить срок содержания под стражей только на 11 суток, а всего до 12 месяцев, то есть до 9 августа 2019 года. Этот расчет адвокатом сделан, исходя из срока содержания под стражей, который был продлен постановлением от 12 сентября 2018 года до 11 месяцев 19 суток. Таким образом, 12 сентября 2019 года Новочеркасский городской суд Ростовской области не имел права продлевать срок содержания под стражей. Просит отменить указанные судебные решения и отказать в удовлетворении ходатайства следователя.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 апреля 2020 года кассационная жалоба адвоката Кирьянова А.В. в защиту интересов обвиняемой Калашник-Савельченко М.А.В. на постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года передана с судебным материалом для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив судебный материал в отношении Калашник-Савельченко М.А.В, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ, постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Таковым судебное решение признается, если оно вынесено с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.
Из материалов дела следует, что постановлением судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 июля 2018 года срок содержания под стражей обвиняемой Калашник-Савельченко М-А.В. продлен на 2 месяца, а всего до 9 месяцев 19 суток, то есть до 17 сентября 2018 года включительно.
Постановлением судьи того же суда от 12 сентября 2018 года срок содержания обвиняемой под стражей продлен на 2 месяца, а всего до 11 месяцев 19 суток, то есть до 17 ноября 2018 года включительно.
28 сентября 2018 года утверждено прокурором обвинительное заключение и 8 октября 2018 года уголовное дело поступило в суд для рассмотрения по существу.
В соответствии с ч. 9 ст. 109 УПК РФ в срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в период предварительного расследования и срок содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им одного из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 221, ч. 1 ст. 226, ч. 1 ст. 2268 и ч. 5 ст. 439 УПК РФ.
Таким образом, срок содержания обвиняемой под стражей до дня утверждения прокурором обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд составил 10 месяцев.
Постановлением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 29 июля 2019 года уголовное дело в отношении Калашник-Савельченко М-А.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 2281 УК РФ было возвращено прокурору г. Новочеркасска Ростовской области для устранения препятствий его рассмотрения судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ. Мера пресечения обвиняемой оставлена прежняя в виде содержания под стражей на 2 месяца, то есть до 29 сентября 2019 года включительно.
По смыслу закона (ч. 3 ст. 237 УПК РФ) суд, принимая решение о возвращении уголовного дела прокурору и разрешая вопрос о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, обязан устанавливать разумный срок, необходимый для производства следственных и иных процессуальных действий, учитывая при этом продолжительность содержания обвиняемого под стражей на досудебной стадии процесса, с тем чтобы его пребывание под стражей не превысило предельные сроки, предусмотренные ст. 109 УПК РФ, и исключая при этом время содержания обвиняемого под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до его возвращения прокурору, сроки исчисления которого определены ст. 255 УПК РФ для судебной стадии производства по уголовному делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда до 12 месяцев.
Исходя из продолжительного содержания обвиняемой под стражей в ходе предварительного следствия по уголовному делу в течение 10 месяцев, а также после продления ей срока содержания под стражей 29 июля 2019 года на 2 месяца, общая продолжительность срока содержания обвиняемой Калашник-Савельченко М-А.В. под стражей в период досудебной стадии производства по уголовному делу составила 12 месяцев.
Указанный срок в соответствии с ч. 3 ст. 109 УПК РФ являлся предельным для содержания обвиняемой под стражей на основании постановления судьи районного суда и заканчивался 29 сентября 2019 года.
Вместе с тем, как следует из ходатайства следователя о продлении обвиняемой срока содержания под стражей от 12 сентября 2019 года, 6 сентября 2019 года по уголовному делу были выполнены требования ст. 217 УПК РФ, однако срок содержания обвиняемой истекал 29 сентября 2019 года, то есть через 23 суток в связи с чем, отсутствовала возможность направления уголовного дела прокурору в порядке ст. 220 УПК РФ для утверждения обвинительного заключения и дальнейшего направления уголовного дела по подсудности. В ходатайстве следователем ставился вопрос о продлении срока содержания под стражей на 18 суток, а всего до 11 месяцев 22 суток, то есть до 17 октября 2017 года включительно.
При этом общая продолжительность срока содержания под стражей была ошибочно определена следователем в количестве 11 месяцев 22 суток исходя из того, что предварительное следствие было возобновлено 27 августа 2019 года, а его срок был продлен на 1 месяц и 29 августа 2019 года на 20 суток.
Однако, это не влияет на общую продолжительность срока содержания обвиняемой под стражей в период досудебной стадии производства по уголовному делу, поскольку в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 237 УПК РФ предельные сроки, предусмотренные ст. 109 УПК РФ определяются суммой срока, на который продлевается содержание под стражей и срока содержания обвиняемой под стражей на досудебной стадии производства по уголовному делу.
Таким образом, продление срока содержания под стражей обвиняемой Калашник-Савельченко М-А.В. под стражей Новочеркасским городским судом Ростовской области 12 сентября 2019 года на 8 суток, до 7 октября 2019 года произведено фактически на срок, превышающий 12 месяцев, а именно до 12 месяцев 8 суток.
В соответствии с ч. 3 ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
При таких обстоятельствах, Новочеркасский городской суд Ростовской области был неправомочен рассматривать вопрос о продлении обвиняемой Калашник-Савельченко М-А.В. срока содержания под стражей до 12 месяцев 8 суток, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 109 УПК РФ срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев мог быть продлен только судьей Ростовского областного суда.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о допущенном судом первой инстанции существенном нарушении норм уголовно-процессуального закона, оставленного без внимания апелляционной инстанцией Ростовского областного суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым отменить постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года, а производство по ходатайству следователя о продлении срока содержания под стражей обвиняемой Калашник-Савельченко М.А.В. от 12 сентября 2019 года прекратить, поскольку приговором Новочеркасского городского суда Ростовской области от 3 июня 2020 года Калашник-Савельченко М.А.В. осуждена по п. п. "а", "г" ч. 4 ст. 2281, ч. 3 ст. 3, ч. 5 ст. 228 1 УК РФ к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 401.14 - ст. 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
постановление Новочеркасского городского суда Ростовской области от 12 сентября 2019 года и апелляционное постановление Ростовского областного суда от 11 октября 2019 года в отношении Калашник-Савельченко Маркс-Агнесс Владимировны отменить.
Производство по ходатайству следователя о продлении срока содержания под стражей обвиняемой Калашник-Савельченко М.-А.В. от 12 сентября 2019 года прекратить.
В соответствии со ст. 401.3 УПК РФ кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 471 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.