N 2а- 1057/19
г Краснодар 22.09.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В..
судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В..
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО8 на решение Советского районного суда г. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску прокурора "адрес" г. ФИО3 в интересах ФИО7 к "адрес" г. ФИО3, заинтересованные лица: ФИО8, ФИО7 о признании незаконным распоряжения муниципального органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюка А.И, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
"адрес" г. ФИО3 в защиту прав и законных интересов обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил суд признать незаконным действия "адрес" г. ФИО3, выразившиеся в принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р о переводе жилых помещений ("адрес", N) в жилом "адрес" по ул. ФИО1 в "адрес" г. ФИО3 в нежилые помещения для размещения магазина непродовольственных товаров; признать незаконным вышеуказанное распоряжение. Возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
В обосновании требований указано на то, что прокуратурой "адрес" г. ФИО3 (Администрация г. ФИО3) в марте 2019 на основании коллективного обращения собственников многоквартирного "адрес" по ул. ФИО1, г. ФИО3, была проведена проверка деятельности "адрес" г. ФИО3 по выдаче разрешений о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
В ходе проверки установлено, что собственник жилых помещений N и N вышеуказанного дома, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в "адрес" ФИО3 с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое".
В подтверждение обоснованности заявления ФИО8 предоставлен протокол общего собрания собственников в многоквартирном "адрес" по ул. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому 205 собственниками помещений решено дать согласие на устройство отдельного входа в помещение "адрес", расположенной на 1 этаже многоквартирного жилого "адрес" по ул. ФИО1 г. ФИО3 в соответствии с проектной документацией, выполненной ООО "БНК".
Однако в нарушении требований жилищного законодательства, ФИО8 не получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на выполнение работ, влекущих уменьшение общего имущества собственников.
Решением Советского районного суда г. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административный иск прокурора "адрес" г. ФИО3 удовлетворен.
Суд признал незаконными действия "адрес" г. ФИО3, выразившиеся в принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-р о переводе жилых помещений ("адрес", N) в жилом "адрес" по ул. ФИО1 в "адрес" г. ФИО3 в нежилые помещения для размещения магазина непродовольственных товаров. Признано незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N-р. Суд обязал "адрес" г. ФИО3 повторно рассмотреть заявление ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилых помещений в нежилые помещения.
В кассационной жалобе ФИО8 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как незаконных ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что протокол общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме на момент принятия судом решения оспорен не был.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие извещенных и неявившихся иных лиц.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд, и согласившаяся с ним судебная коллегия, исходили из того, что в результате осуществления проекта перепланировки фактически ФИО8 будет произведено разрушение части ограждающей конструкции многоквартирного дома, что повлечет изменение фасада здания, при этом установление отдельного входа приведет к изменению порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в указанном жилом доме, а также прилегающей к дому территории, в связи с чем на осуществление таких работ должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.
Из протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в собрании принимало участие 205 собственников помещений, количество голосов которых составляет 79, 87% об общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует о том, что в нарушение требований ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме получено не было. В связи с этим, суды пришли к обоснованному выводу, что решение органа местного самоуправления нельзя признать соответствующим требованиям закона.
С такими выводами судов обеих инстанций следует согласиться, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, из приведенных положений ЖК РФ следует, что обязательным условием перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.
Частью 1 статьи 22 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, согласно части 2 этой же статьи, собственник соответствующего, помещения или уполномоченное им лицо (далее в заявитель) обязан представить в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым), технический паспорт такого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Закон N 384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктом 1.7 Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил).
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
Как следует из заключения специалистов Учебно-научного центра "Перспектива", выданного согласно проектной документации на перепланировку и переустройство квартиры для перевода в нежилое помещение, подготовленной организацией ООО "БЫК", собственником жилых помещений планируется проведение работ: частичный демонтаж гипсолитовых перегородок в обеих квартирах; демонтаж поперечной, ненесущей, межквартирной гипсолитовой перегородки; заглушка газопровода; для организации входа в магазин со стороны "адрес" предполагается произвести демонтаж подоконной части окна ("адрес") примыкающего к проёму балконной двери; монтаж во вновь образованный проем двухстворчатого дверного блока из алюминиевого профиля со стеклопакетом; устройство входной группы (пандуса, лестницы); остекление лоджии; закладка дверных проёмов в квартирах (обеспечение изоляции нежилого помещения от лестничной клетки жилого дома); меняется площадь санузлов и состав сантехнического оборудования. Помимо этого, планируется устройство отдельного входа на месте существующего оконного проема путем демонтажа подоконной части с установкой двери и устройством лестничного марша.
Таким образом, исходя из указанного заключения специалистов, имеющих специальные познания в сфере строительства, суды правомерно пришли к выводу, что при переводе жилого помещения в нежилое будет произведен демонтаж части ограждающей конструкции многоквартирного дома, что повлечет изменение фасада здания, а установление отдельного входа приведет к изменению порядка использования внешней стены дома, которая находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме, а также прилегающей к дому территории.
Понятие реконструкции содержится в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На основании пункта 5 статьи 8 ГрК РФ разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 ГрК РФ.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
При рассмотрении дела нижестоящими судами правомерно принято во внимание, что в ходе судебного разбирательства не были представлены сведения о наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на проведение реконструкции, в то время как такое согласие требуется, учитывая, что выполненные работы касаются общего имущества в многоквартирном доме.
Из указанных правовых норм следует, что в случае, если перевод жилого помещения в нежилое предполагает обустройство отдельного входа путем разрушения части наружной стены многоквартирного дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, относящейся к общей долевой собственности, а также использование придомовой территории при оборудовании отдельного входа, влекущем изменение объекта и режима пользования частью земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, относящемся к общей долевой собственности собственников помещений в этом доме, то планируемая для перевода в нежилое помещение реконструкция, переустройство и (или) перепланировка допускается только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке правильных выводов судов обеих инстанций, в связи с чем не могут являться основанием для отмены постановленных судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Советского районного суда г. ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.