N 2а-2683/2019
г. Краснодар 15.09.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Монмаря Д.В, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес", заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства "адрес" о признании незаконным отказа государственного органа в согласовании схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи ФИО3, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФИО6 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям "адрес" (Департамент) в согласовании схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ГУ -исх-11073/19. Обязать Департамент повторно рассмотреть заявление о согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 1094 кв.м, находящегося по адресу: "адрес", в районе Мекензиевых гор, 36 -б.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским советом принято решение N, в соответствии с которым административному истцу в целях индивидуального дачного строительства было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу, поскольку ФИО6 является членом СТ "Минер".
До ДД.ММ.ГГГГ проект землеустройства разработан не был. В этой связи ФИО6 обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в чем административному истцу было отказано со ссылкой на положения пункта 1 статьи 2 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории". В отказе указано, что в соответствии с Генеральным планом "адрес", утвержденным решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий.
Такое решение уполномоченного органа ФИО6 считает незаконным, нарушающим его права и охраняемые интересы, в связи с чем просил об удовлетворении административного иска.
Решением Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске оказано.
В кассационной жалобе ФИО6 просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных, постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По мнению заявителя, доказательств несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану, как и иной градостроительной документации, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в деле не имеется.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Таких оснований для отмены постановленных судами решений не имеется.
Статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. Порядок, сроки рассмотрения, юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по административным делам данной категории, определены положениями статьи 226 КАС РФ. В частности, при рассмотрении дел указанной категории суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ) 1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. 2. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. 3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 1.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ).
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 2.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ). Вопросы предоставления земельных участков, включая и случаи дооформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ, регулируются положениями Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" N 46-ЗС.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления "адрес" принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству. Согласно пункту 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей, является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
Согласно указанному законоположению наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти "адрес", уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности "адрес" (далее уполномоченный орган), по одному из следующих оснований:1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану "адрес", утвержденному решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана развития "адрес" до 2025", иной градостроительной документации, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами "адрес", в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьей 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес""; 3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в
государственном кадастре недвижимости; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках;
7) отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Из материалов дела следует, что решением VII сессии Севастопольского городского Совета VI созыва N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 для ведения садоводства дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, ориентировочной площадью 0, 1094 га, расположенного по адресу: "адрес", в районе Мекензиевых гор, участок N - б.
До ДД.ММ.ГГГГ процесс оформления прав на земельный участок административным истцом не окончен.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ N ГУ-исх.-11073/19 в представлении государственной услуги отказано, поскольку представленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не согласована в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка. Испрошенный земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия указали на правомерность оспариваемого решения, принятого административным ответчиком в пределах полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства и с учетом Генерального плана "адрес".
Кроме того, суды указали на то, что испрашиваемый земельный участок в состав земель СТ "Минер" не входил и не входит, его нахождение в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий подтверждается выкопировкой из Генерального плана "адрес", утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с чем решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану "адрес" является верным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в административном иске. Доводы кассационной жалобы являются следствием неверного толкования закона, правильности выводов судов не опровергают и основанием для отмены постановленных решений быть не могут.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.