N 2а-2707/2020
г. Краснодар 10.12.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Капункина Ю.Б, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи, поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к Управлению МВД России по "адрес", заинтересованное лицо: Севастопольская таможня о признании незаконными действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Севастопольской таможни по доверенности ФИО5, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в Нахимовский районный суд "адрес" с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить отказ Управления Министерства внутренних дел в лице МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении регистрации принадлежащего ФИО6 транспортного средства INFINITI FX 35, черного цвета, 2005 года выпуска. Обязать административного ответчика произвести необходимые регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства и выдать ФИО6 на автомобиль паспорт транспортного средства.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик незаконно, как считает ФИО6, отказал в государственной регистрации приобретенного истцом автомобиля в связи с отсутствием паспорта транспортного средства (ПТС).
ФИО6 полагает отказ незаконным, ссылаясь на то, что поскольку административный истец является гражданином Российской Федерации и собственником автомобиля, органы ГИБДД обязаны зарегистрировать вышеназванное транспортное средство с выдачей на него ПТС.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО6 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО6 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
На кассационную жалобу Севастопольской таможней поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, кассационный суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 328 КАС РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
"адрес" считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Законом (часть 1 статьи 23 Закона N-ФКЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (постановление Правительства РФ N) в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, указано, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
На основании пункта 4 постановления Правительства N регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из вышеприведенного законоположения следует, что в отсутствие паспорта транспортного средства регистрация такого транспортного средства произведена быть не может.
В силу предписаний пункта 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации владелец транспортного средства обязан в установленном данными Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 N "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и "адрес"" (постановление Правительства N) до ДД.ММ.ГГГГ регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и "адрес", приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и "адрес", а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей: в частности, регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств на основании паспорта гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или "адрес", либо документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица; регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ; документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов
собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на ДД.ММ.ГГГГ; страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и "адрес", приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и "адрес", а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ, обязаны до ДД.ММ.ГГГГ заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством Украины.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Пункт 15 Административного регламента содержит перечень документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно подпункту 15.4.1 в указанный перечень включены документы на транспортное средство, в том числе и паспорт транспортного средства.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ФИО6 является собственником автомобиля INFINITI FX 35, черного цвета, 2005 года выпуска, на основании иностранного паспорта транспортного средства, выданного Департаментом транспортных средств штата Невада США.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в органы ГИБДД для регистрации транспортного средства, в приеме которых ему было отказано в связи с отсутствием ПТС на спорный автомобиль.
Отказывая в административном иске, районный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия установили, что вышеуказанный автомобиль ввезен на территорию Украины временно, под обязательство обратного вывоза до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ являлся иностранным транспортным средством. Следовательно, действие постановления Правительства РФ N на данное транспортное средство не распространяется, поскольку оно регулирует порядок постановки на государственный учет автомобилей, зарегистрированных на территории Украины в соответствии с законодательством Украины.
Разрешая дело, суды пришли к правильному выводу о том, что административный ответчик обоснованно отказал в государственной регистрации автомобиля ввиду отсутствия на него ПТС, поскольку данный документ в силу закона необходим для предоставления испрошенной государственной услуги.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, наличие которых процессуальным законом отнесено к основаниям отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Нахимовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.