Дело 88а-3239/2019
номер дела суда 1-й инстанции 2а-449/2019
г. Краснодар 20 декабря 2019 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е, судей Карасовой Н.Х, Усенко Н.В, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Трофимовой О.В, на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Калашников А.П. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, о признании незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по отказу в переоформлении права аренды на земельные участки и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Калашникова А.П. о предоставлении земельных участков в порядке переоформлении прав на земельные участки.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Калашников А.П. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просил признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по отказу в переоформлении права аренды на земельные участки: с кадастровым номером N N, общей площадью 9414 кв.м.; с кадастровым номером N N, общей площадью 50 кв.м.; с кадастровым номером N N, общей площадью 15 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", выразившиеся в письме от 27 декабря 2018 исх. N01-09/35902, обязав Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть заявление административного истца от 22 ноября 2018 о переоформлении права аренды на земельные участки.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года, административный иск Калашникова А.П. удовлетворён: действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым об отказе в переоформлении права аренды земельных участков с кадастровыми номерами: N N, общей площадью 9414 кв.м.; N N, общей площадью 50 кв.м.; N N, общей площадью 15 кв.м, расположенных по адресу: "адрес", признаны незаконными; на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Калашникова А.П. о предоставлении указанных земельных участков в порядке переоформлении прав на земельные участки.
В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Трофимова О.В, просит решение и апелляционное определение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, считает судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми без исследования всех обстоятельств по делу.
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции лица участвующие в деле
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями статей 96, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). О причинах неявки суду не сообщили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены состоявшихся судебных актов не усмотрела.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такого характера нарушения не были допущены при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 КАС РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, распоряжением Раздольненской районной государственной администрации Автономной Республики Крым N336 от 05 мая 2009 года утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право на землю, Калашникову А.П, прекращена аренда земельных участков Красноперекопским открытым акционерным обществом "Бром", передано в аренду сроком на 50 лет Калашникову А.П. под существующие: базу отдыха, медпункт и душевую земельные участки, общей площадью 0, 9479 га, в том числе, по угодьям: застроенных земель, используемых для отдыха и проведения отпусков 0, 9479 га, из них, по категории земель и по целевому использованию - земли рекреационного назначения 0, 9479 га, в частности: участок N1 - база отдыха (за границами населённого пункта с. Стерегущее) - 0, 9414 га; участок N2 - медпункт (за границами населённого пункта с. Стерегущее) - 0, 0050 га; участок N3 душевая (за границами населённого пункта с. Стерегущее) - 0, 0015 га.
01 декабря 2009 года между Калашниковым А.П. и Раздольненской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым заключён договор аренды земли, а именно: земельных участков N1 - база отдыха; N2 - медпункт; N3 - душевая, которые находятся за границами населённого пункта с. Стерегущее, сроком на 50 лет, который был зарегистрирован в Раздольненском районном отделе Крымского регионального филиала "Центр государственного земельного кадастра" от 14 декабря 2009 года за N 040901400036.
Согласно информации Раздольненского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N157/38-09 от 06 мая 2019 года, в книге регистрации государственных актов на право собственности на землю, на право постоянного пользования земельным участком имеется запись N217 о регистрации договора аренды земельного участка N 040901400036 от 14 декабря 2009 года на земельные участки площадью 0, 9414 га, 0, 0050 га, 0, 0015 га, сведения об отмене регистрации вышеуказанного договора отсутствуют.
22 ноября 2018 года Калашников А.П. в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в порядке переоформления права аренды.
При этом, вышеуказанные земельные участки, как ранее учтённые, в 2018 году поставлены на кадастровый учёт в Госкомрегистре Республики Крым с кадастровыми номерами соответственно: N 90:10:100601:23, общей площадью 9414 кв.м.; N 90:10:100601:24, общей площадью 50 кв.м.; N90:10:100601:25, общей площадью 15 кв.м.
Письмом от 27 декабря 2018 года исх. N01-09/35902 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уведомило Калашникова А.П. о невозможности подготовки проекта договора аренды испрашиваемых земельных участков в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, в связи с тем, что согласно акту о передаче договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, Администрацией Раздольненского района Республики Крым не был передан договор аренды земельного участка от 01 декабря 2009 года, заключённый между Раздольненской районной государственной администрацией и Калашниковым А.Г, зарегистрированный 14 декабря 2009 года за N 040901400036.
Удовлетворяя административный иск Калашникова А.П, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того что, в данном конкретном случае само по себе отсутствие в акте передачи договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, Администрацией Раздольненского района Республики Крым, переданных Минимуществу, сведений о договоре, заключённом Раздольненской райгосадминистрацией с Калашниковым А.П, (со ссылками, на отсутствие правопреемства Раздольненской райгосадминистрации), не может являться основанием для однозначного вывода о том, что представленный для переоформления административным истцом договор не является действующим. Административным ответчиком в ходе рассмотрения заявления Калашникова А.П. не были установлены дата и конкретные обстоятельства, предусмотренные законом, в силу наличия которых действие предоставленного заявителем договора аренды земельных участков было прекращено, учитывая, одновременно, наличие в Госкомрегистре сведений о заключении и регистрации такого договора в 2009 году в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования лесных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с пунктом 4.48 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 N157, Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым.
Согласно части 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 14 данной нормы предусмотрено, что в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключён и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключён соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, устанавливающий правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно пункту 5 данного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6, 7 Порядка установлены требования к содержанию соответствующего заявления и документам, необходимых к приложению.
Согласно пункту 9 данного Порядка, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления направляет в уполномоченный орган местного самоуправления (в случае предоставления земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым) и в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, которые рассматривают заявление на предмет наличия сведений (документов) о ранее принятых решениях об утверждении документации по землеустройству, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок или заключении договора аренды земельного участка, а также регистрации права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в течение тридцати дней со дня направления запроса предоставляют заключения в уполномоченный орган, в которых должны содержаться сведения относительно ранее принятых в отношении испрашиваемого земельного участка решений об утверждении документации по землеустройству, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; о выдаче государственного акта на право собственности на земельный участок или заключении договора аренды земельного участка, а также о регистрации права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости; нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, соблюдения иных ограничений и требований природоохранного законодательства или соответствия места расположения объекта недвижимого имущества Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории, а в случае их отсутствия - документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Порядка, решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Сроки и последовательность действий (административных процедур), взаимодействие Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) с физическими или юридическими лицами, а также межведомственное взаимодействие при предоставлении государственной услуги определены Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21 марта 2014 года, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка", утверждённого Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18 января 2018 года N38 (далее Административный регламент).
Результатом предоставления государственной услуги является заключение договора аренды земельного участка (пункт 2.3. Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.7 данного Административного регламента, предоставление документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных услуг, и которые заявитель вправе представить, не требуется.
Пунктом 2.10. Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно: представление (направление) заявления неустановленной формы; отзыв заявителем своего заявления; решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять государственную услугу в отношении конкретного земельного участка; смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим; отсутствие у Минимущества полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком; отзыв или истечение срока действия доверенности в случае, если с заявлением обратился уполномоченный представитель заявителя.
Пункт 3.3 указанного Административного регламента содержит описание административной процедуры "Прием и рассмотрение документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформление (переоформление) договоров или отказ в предоставлении государственной услуги", согласно которому, основанием для начала административной процедуры является регистрация в отделе документального обеспечения и контроля Минимущества обращения заинтересованного лица с приложением документов, необходимых для оказания государственной услуги. При рассмотрении принятого заявления и представленных документов сотрудник отдела, являющийся ответственным исполнителем, проводит экспертизу представленных документов на их соответствие предъявляемым требованиям, нормативным правовым актам Российской Федерации, Республики Крым, внутренним нормативным актам Минимущества.
Результатом административной процедуры является:
- договор аренды земельного участка (направляемый в трех экземплярах заявителю);
- отказ в предоставлении государственной услуги.
Способом фиксации результата административной процедуры является документ, оформленный на бумажном носителе. Документу присваивается регистрационный номер с занесением данного номера в базу данных в порядке делопроизводства.
Согласно пункту 3.6. Административного регламента "Описание административной процедуры "Получение заявителем результата предоставления государственной услуги", основанием для начала административной процедуры является подписанный уполномоченным должностным лицом договор аренды в трех экземплярах или ответ заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги, в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления направляется заявителю (заказным письмом с уведомлением) или выдается нарочно (по желанию заявителя).
Учитывая, что в направленном административному истцу письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 27 декабря 2018 года заявителю сообщено о невозможности осуществления подготовки проекта договора аренды испрашиваемых земельных участков, при это отсутствует указание на принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги, как и ссылка на соответствующее основание для принятия такого решения, вместе с тем, сведения о несоответствии заявления Калашникова А.П. и поданных им документов требованиям, предусмотренным для предоставления соответствующей государственной услуги, в письме не указаны, а само заявление с документами заявителю не возвращено, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, выразившиеся в письме от 27 декабря 2018 года, не в полной мере соответствуют требованиям Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Порядку, утверждённому Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313, вышеуказанному Административному регламенту, нарушают права и законные интересы административного истца.
Таким образом, судом первой и апелляционной инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы представителя административного ответчика, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются Четвертым кассационным судом общей юрисдикции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Трофимовой О.В, без удовлетворения.
Председательствующий Иванов А.Е.
Судьи Карасова Н.Х.
Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.