дело N 2а-1833/2019
г. Краснодар 21 мая 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В. и Малаевой В.Г.
при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Котелевского В.В. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 8 августа 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Котелевского В.В. к Территориальной избирательной комиссии города Батайска от 2 августа 2019 года N об отказе в регистрации кандидата в депутаты Батайской городской Думы.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, суд
установил:
Котелевский В.В. (далее по тексту - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Батайска (далее - административный ответчик, ТИК г. Батайска) от 2 августа 2019 года N в котором просил признать незаконным постановление N от 2 августа 2019 года ТИК г. Батайска об отказе Котелевскому В.В, выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 13 в регистрации кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва.
В обоснование требований указано, что основанием для вынесения оспариваемого постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Батайской городской Думы явилось представление им недостаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации, а именно, из 21 подписей избирателей достоверными признано 12, недействительными - 9. Полагает, что у административного ответчика отсутствовали основания для вынесения постановления от 2 августа 2019 года, поскольку недостоверных подписей при проверке выявлено не было, следовательно, все представленные подписи избирателей являются достоверными.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 8 августа 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, считает вышеуказанные судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права, подлежащими отмене.
Определением судьи от 5 марта 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением от 7 апреля 2020 года рассмотрение дела отложено на 21 мая 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Областным законом Ростовской области от 12 мая 2016 года N525-ЗС "О выборах и референдумах в Ростовской области.
В соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из обоснованности мотивов, изложенных в оспариваемом постановлении об отказе в регистрации Котелевскому В.В. кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Батайской городской Думы от 14 июня 2019 года N назначены выборы депутатов Батайской городской Думы седьмого созыва.
Территориальная избирательная комиссия города Батайска приняла постановление N 138-8 от 19 июня 2019 года, согласно которому для регистрации гражданина кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N (3337 избирателей) необходимо представить не менее 17 достоверных подписей избирателей и не более 21 подписи.
Постановлением ТИК г. Батайска от 19 июня 2019 года N (в редакции постановления от 24 июля 2019 года N) создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей при проведении выборов депутатов Батайской городской Думы седьмого созыва.
Котелевским В.В. 24 июля 2019 года в ТИК г. Батайска представлены документы для регистрации кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N, в том числе 21 подписной лист с 21 подписью избирателей.
В результате проведенной рабочей группой проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей в отношении отобранных случайным образом 9 подписей (подписные листы N), установлено, что при оформлении всех подписных листов не выполнены требования пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" а именно: сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не указаны.
В этой связи, все подписи признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, поскольку в дате внесения подписи избирателя на подписном листе 1 имеется исправление, специально не оговоренное избирателем, данная подпись признана недействительной в соответствии с подпунктом "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, в связи с допущенными нарушениями при оформлении подписных листов все подлежащие проверке 9 подписей избирателей признаны недействительными.
Результаты проверки отражены в итоговом протоколе проверки подписных листов от 31 июля 2019 года, который составлен в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Копия данного итогового протокола 31 июля 2019 года вручена истцу.
Постановлением ТИК г. Батайска от 2 августа 2019 года N 158-1 в регистрации кандидата в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва Котелевского В.В, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N в порядке самовыдвижения, отказано в связи с нарушением подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не представления достаточного количества достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата.
Сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Котелевского В.В. осуществлял сам административный истец.
Все подписные листы удостоверены кандидатом Котелевским В.В, при этом графа "сведения о лице, осуществлявшего сбор подписей избирателей" в подписных листах не заполнена.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, в подписных листах в полном объеме должны содержаться предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведения о лице, производившем сбор подписей избирателей.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Котелевским В.В. в ТИК г. Батайска представлено 21 подписи избирателей, из которых, согласно протоколу случайной выборки подписей от 30 июля 2019 года, для проверки отобрано 9 подписей избирателей.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Котелевского В.В. от 31.07.2019, из 9 проверенных подписей 9 - признаны недостоверными и недействительными, 12 - признаны достоверными.
Ссылается на изложенное, суд апелляционной инстанции верно пришел к выводу, что учитывая, что в числе отобранных для проверки подписей избирателей достоверными признаны 12 подписей, а число непроверенных подписей составило 9, общего их количества недостаточно для регистрации кандидата в депутаты Батайской городской Думы, в связи с чем у ТИК г. Батайска имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого постановления.
При этом верно указал, что основания для признания проверенных подписей недействительными, перечисленные в ведомости проверки подписных листов и итоговом протоколе проверки подписных листов, надлежащим образом проверены судом первой инстанции, наличие выявленных нарушений действующего законодательства объективно подтверждено материалами дела.
Вместе с тем, данные обстоятельства подтверждают наличие основания для отказа Котелевскому В.В. в регистрации кандидатом в депутаты Батайской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N г. Батайска в порядке самовыдвижения, в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации его кандидатом в депутаты.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, выводы судов об отказе в удовлетворении административных исковых требований Котелевкого В.В, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 8 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 16 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Котелевского Валерия Викторовича без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.